УДК 796.012.2
В. Е. Васюк, И. Ю. Михута
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
СУВОРОВЦЕВ ОТНЕСЕННЫХ К ЭКСТРЕМАЛЬНОМУ,
ОПЕРАТОРСКО-ИНЖЕНЕРНОМУ
И ОБЩЕВОЙСКОВОМУ ПРОФИЛЮ
БУДУЩЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлена корреляционная и факторная структура ведущих и
фоновых компонентов координационных способностей, учащихся суворовского военного
училища, что позволяет разработать программу профессионально-прикладной физической
подготовки в разделе совершенствования двигательно-координационных способностей
с целью повышения психофизической готовности и пригодности суворовцев
экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля к решению
задач военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: координационные способности,
психофизическая подготовленность, суворовцы экстремального, операторско-инженерного
и общевойскового профиля, структурно-функциональная модель.
Введение. В современной военно-профессиональной деятельности осуществляемой в экстремальных условиях, нет ни одного двигательного действия, которые бы не требовали от военнослужащего независимо от профиля и должности высокоточного выполнения координированного двигательного акта, который в значительной степени обусловливается уровнем развития психофизических способностей в пространственных, временных и силовых параметрах движений [3, 9].
Эффект военно-профессиональной деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития
психических или двигательных способностей, сколько способностью (или умением)
рационально использовать имеющийся психофизический потенциал [6, 9] представляющий собой
сложную структурно-функциональную систему, состоящую из совокупности психомоторных,
кондиционных и координационных способностей. В структуре психофизической
подготовленности весьма надежной связью между психическим и физическим
компонентом являются координационные способности (КС) [10]. Ведь именно последние
определяют, во-первых, свойства индивида регламентировать
готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательным действием [1],
во-вторых, способность к быстрому освоению, согласованию, объединению в единое
целое вновь изучаемых двигательных действий, а в-третьих, способность к
перестройке, изменении уже освоенных двигательных действий или переключению от
одних к другим в соответствии с меняющейся обстановкой (ситуацией) [4].
В трудах известных специалистов обосновывается представление о
существовании пяти "фундаментальных" КС [12], семи КС, значимых в
спортивных играх и других видах [11], 11-13 КС, определяющих успехи в различных
спортивных играх и единоборствах [13].
Согласно современным взглядам координационные способности, представляются в многоплановом проявлении: способность к реагированию, к приспособлению и перестроению двигательный действий, способность к сохранению статического и динамического равновесия, способность к сохранению и изменению ритмической структуры движения, способность к согласованию, способность к дифференцированию пространственных, временных, динамических параметров движений, точность и ориентирование в пространстве, вестибулярная устойчивость и способность к мышечному расслаблению [1, 2].
В настоящее время проблема взаимосвязи и структурности показателей
координационных способностей у будущих специалистов военно-профессиональной сферы,
имеет для педагогической теории и практики как теоретическое, так и методическое
значение [5, 9 и др.].
Для повышения
эффективности управления процессом развития
координационных способностей в системе профессионально-прикладной физической
подготовки кроме корреляционного анализа, могут быть использованы результаты
факторного анализа. Все выявленные компоненты координационной подготовленности
в процессе корреляции и факторизации являются связующими звеньями всей иерархии координационной модели: одни формируют
координационный фундамент, а другие являются ведущими (связующими) всего
координационного генетико-фенотипического потенциала, для будущей
военно-профессиональной должности и
профиля деятельности [5, 8].
В исследованиях В.И. Ляха о взаимосвязях гетерогенных КС показано, что в одни возрастно-половые периоды число положительных связей является большим, чем в другие периоды [2]. Тем самым было сделано предположение, что у мальчиков в возрастных диапазонах 7–12 и 15–16 лет можно достичь наибольшего прогресса в развитии всевозможных КС при использовании самых разнообразных координационных упражнений.
В тоже время в проведенном исследовании утверждается, что диспропорции
между ведущими уровнями построения движений начинают выравниваться у юношей к 15–17 годам, и постепенно устанавливается,
окончательный психофизический профиль, свойственный взрослому человеку. Именно,
в данном возрастном периоде суворовцы, на наш взгляд, представляются наиболее
перспективным контингентом для исследователей с позиций, с одной стороны,
прикладности формирования профессиональной готовности к будущей
военно-профессиональной деятельности, с другой – с точки зрения ведения отбора
кадров для дальнейшего профессионального совершенствования.
В предшествующих данной работе исследованиях выявлены возрастные особенности значимости взаимосвязей и факторов в структуре координационной подготовленности суворовцев, которые позволяют на научной основе правильно обосновать соотношение (равномерное или акцентированное) и объем специальных тренировочных средств для совершенствования профессиональной психофизической готовности и пригодности к будущей военно-профессиональной деятельности [5, 6, 7].
В этой связи, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в психолого-педагогической практике обусловили выбор направления исследования, связанного с особенностями структурности и взаимосвязи между координационными способностями в системе психофизической подготовленности суворовцев разного военно-профессионального профиля, чья двигательная деятельность в будущем по сути дела будет является вероятностной и экстремальной.
Целью работы явилось выявление корреляционно-факторной структуры координационных способностей суворовцев разного военно-профессионального профиля.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы
следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; тестирование 7 КС (n=18
показателей) испытуемых с помощью тестовых заданий, отвечающих требованиям надежности
и валидности [6]. В батарею заданий
были включены следующие тесты: способность к динамическому равновесию –
повороты на 3600 на ограниченном пространстве (опора шириной
Организация исследования. Исследования проводились в Минском суворовском военном училище в
период с февраля по март
Результаты
исследования. В результате сравнительного
анализа структурно-функциональной модели координационного компонента
психофизической готовности суворовцев разного военно-профессиональ-ного профиля
установлено, (рис. 1) что между
18 показателями КС:
·
в экстремальном профиле выявлены: в корреляционной
структуре из 190 вычисленных корреляций – 44 достоверных связей (положительные n=28 (14,7%) (r = от 0,36 до 0,66) и отрицательные n=16 (8,3%) (r = от -0,36 до -0,50)), что составляет 23%
от всех рассмотренных связей; в факторной структуре (общая дисперсия
выборки 82,38%) (рис.2) выявлены 7 факторов – F1 – способность к быстрому реагированию и ориентированию в
пространстве с оперативным
мышлением (27,8%), F2 – способность к перестроению
и приспособлению двигательных действий (13,0%), F3 – способность к динамическому равновесию (12,0%),
F4 – способность к пространственной
ориентации (9,9%), F5 – способность к согласованию
в метательной точности (7,3%), F6 – способность к дифференцированию силовых
параметров движения (6,8%), F7 – способность к динамическому
равновесию и согласованию (5,7%), F8 – вклад неустановленных
факторов (17,6%);
·
в операторско-инженерном профиле выявлены: в корреляционной
структуре из 190 вычисленных корреляций – 29 достоверных связей (положительные n= 25 (13,2%) (r=
от 0,44 до 0,61) и отрицательные n= 4 (2,1%) (r=
-0,61)), что составляет 15,3% от всех рассмотренных
связей; в факторной структуре (общая дисперсия выборки 79,27%) (рис. 2) выявлены 6 факторов – F1 –
способность к быстрому
реагированию к перестроению и согласованию двигательных действий (23,3%),
F2 – способность к безошибочному ориентированию
в пространстве с оперативным
мышлением и дифференцированию силовых параметров (20,1%), F3 – способность к динамическому равновесию (14,8%),
F4 – способность к пространственной
ориентации и дифференцированию силовых параметров (7,9%), F5 –
способность к перестроению и перестроению к ритму
(6,9%), F6 – способность к перестроению
и перестроению (6,3%), F8 – вклад неустановленных факторов
(20,7%);
· в
общевойсковом профиле выявлены: в корреляционной структуре из 190 вычисленных корреляций – 37 достоверных связей
(положительные n=20 (10,5%) (r=
от 0,41 до 0 ,69) и отрицательные n=17 (9%)(r=
от -0,42 до -0,55)), что составляет 19,5% от всех рассмотренных
связей; в факторной структуре (общая дисперсия выборки 84,65%) (рис.2)
выявлены 7 факторов – F1 – способность к
ориентированию в пространстве с оперативным
мышлением (25,3%) , F2 – способность к динамическому
равновесию и к ритму (18,0%), F3 – способность
к пространственной ориентации (11,5%), F4 – способность к безошибочному ориентированию в пространстве с оперативным мышлением и динамическому
равновесию (9,6%), F5 – способность к перестроению и дифференцированию силовых
параметров движения (8,3%), F6 –
способность к согласованию (6,4%), F7 – способность к быстрому реагированию (5,7%), F8 –
вклад неустановленных факторов (15,3%).
Рис. 1 –
Корреляционная структура координационных способностей суворовцев 14-15 лет
разного военно-профессионального профиля
Рис. 2 – Факторная
структура координационных способностей суворовцев 14-15 лет разного
военно-профессионального профиля
Выводы. Сравнивая выявленные модели, возможно, судить о том, что у суворовцев рассматриваемых профилей структурная функциональность координационных способностей представлена ведущими и фоновыми показателями влияющими и обуславливающими профиль будущей военно-профессиональной деятельности. Все выявленные компоненты координационной подготовленности являются связующими звеньями всей иерархии координационной модели суворовцев как экстремального, операторско-инженерного, так и общевойскового профиля: одни формируют координационный фундамент (каркас), а другие являются ведущими (связующими) всего координационного потенциала.
Выявленная корреляционно-факторная структура КС исследуемого контингента свидетельствует о возможности уже на начальном этапе профессионального самоопределения осуществлять процесс профилизации суворовцев к конкретным профилям будущей военно-профессиональной деятельности, и соответственно определять сформированность профессионально важных качеств, необходимых для должной степени готовности и пригодности к предстоящей службе в Вооруженных Силах.
Таким образом, данное исследование можно рассматривать в качестве основы
для разработки программ профессионально-прикладной физической подготовки
суворовцев в разделах по совершенствованию двигательно-координационных
способностей с целью повышения психофизической готовности и пригодности к конкретному
профилю будущей военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
3.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
4.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры:
учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М. : ФиС,
1991. – 543 с.
5.
Михута И.Ю. Корреляционная структура психофизической
подготовленности суворовцев 16–17 лет / И.Ю. Михута // Мир спорта. – 2011. –
№2. – С. 34–40.
6. Михута И.Ю. О направленном формировании ведущих компонентов координационных способностей в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников силовых структур / В.А. Барташ, В.Е. Васюк, И.Ю. Михута // Научные труды НИИ ФКиС Республики Беларусь. Выпуск 10. редкол. : Н.Г. Кручинский [и др.]. – Минск: "ИЦ БГУ". – 2009. – С. 175–180.
7.Михута И.Ю. Структурно–содержательные модели специалистов военного профиля / И.Ю. Михута
// Педагогіка, психологія та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту. –
Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2012. – № 4. – С. 34–38.
8.Михута И.Ю. Факторная структура психофизической
готовности суворовцев старшего школьного возраста к военно-профессиональной
деятельности / И.Ю. Михута // Педагогіка,
психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Харків:
ХДАДМ (ХХПІ), 2011. – № 3. – С. 112–116.
9. Психология и педагогика. Военная психология: [учебник для вузов] / под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
10. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности
человека : дис. … докт. пед. наук. : 13.00.04 / И.М. Туревский. – М. : ТГПУ, 1998. – 353 с.
12.
Hirtz
P. Koordinative Fahigkeiten / P. Hirtz // In: Trainlngswissenshaft. – Berlin: Sportverlag, 1994. – S. 137 – 145.
13.
Schnabel
G. Die koordinativen Fahigkeiten und Problem der Gewandtheit / G. Schnabel // Theorie und Praxis der Korperkultur.
– 1973. – № 3. – S. 263 – 269.
Подано до редакції 14.03.12
_____________