УДК 796.012.2

В. Е. Васюк, И. Ю. Михута

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ СУВОРОВЦЕВ ОТНЕСЕННЫХ К ЭКСТРЕМАЛЬНОМУ,

ОПЕРАТОРСКО-ИНЖЕНЕРНОМУ И ОБЩЕВОЙСКОВОМУ ПРОФИЛЮ

БУДУЩЕЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В работе представлена корреляционная и факторная структура ведущих и фоновых компонентов координационных способностей, учащихся суворовского военного училища, что позволяет разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки в разделе совершенствования двигательно-координационных способностей с целью повышения психофизической готовности и пригодности суворовцев экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля к решению задач военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: координационные способности, психофизическая подготовленность, суворовцы экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля, структурно-функциональная модель.

 


Введение. В современной военно-профессиональной деятельности осуществляемой в экстремальных условиях, нет ни одного двигательного действия, которые бы не требовали от военнослужащего независимо от профиля и должности высокоточного выполнения координированного двигательного акта, который в значительной степени обусловливается уровнем развития психофизических способностей в пространственных, временных и силовых параметрах движений [3, 9].

Эффект военно-профессиональной деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития психических или двигательных способностей, сколько способностью (или умением) рационально использовать имеющийся психофизический потенциал              [6, 9] представляющий собой сложную структурно-функциональную систему, состоящую из совокупности психомоторных, кондиционных и координационных способностей. В структуре психофизической подготовленности весьма надежной связью между психическим и физическим компонентом являются координационные способности (КС) [10]. Ведь именно последние определяют, во-первых, свойства индивида регламентировать готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательным действием [1], во-вторых, способность к быстрому освоению, согласованию, объединению в единое целое вновь изучаемых двигательных действий, а в-третьих, способность к перестройке, изменении уже освоенных двигательных действий или переключению от одних к другим в соответствии с меняющейся обстановкой (ситуацией) [4].

В трудах известных специалистов обосновывается представление о существовании пяти "фундаментальных" КС [12], семи КС, значимых в спортивных играх и других видах [11], 11-13 КС, определяющих успехи в различных спортивных играх и единоборствах [13].

Согласно современным взглядам координационные способности, представляются в многоплановом проявлении: способность к реагированию, к приспособлению и перестроению двигательный действий, способность к сохранению статического и динамического равновесия, способность к сохранению и изменению ритмической структуры движения, способность к согласованию, способность к дифференцированию пространственных, временных, динамических параметров движений, точность и ориентирование в пространстве, вестибулярная устойчивость и способность к мышечному расслаблению [1, 2].

В настоящее время проблема взаимосвязи и структурности показателей координационных способностей у будущих специалистов военно-профессиональной сферы, имеет для педагогической теории и практики как теоретическое, так и методическое значение [5, 9 и др.].

Для повышения эффективности управления процессом развития координационных способностей в системе профессионально-прикладной физической подготовки кроме корреляционного анализа, могут быть использованы результаты факторного анализа. Все выявленные компоненты координационной подготовленности в процессе корреляции и факторизации являются связующими звеньями всей иерархии координационной модели: одни формируют координационный фундамент, а другие являются ведущими (связующими) всего координационного генетико-фенотипического потенциала, для будущей военно-профессиональной должности и профиля деятельности [5, 8].

В исследованиях В.И. Ляха о взаимосвязях гетерогенных КС показано, что в одни возрастно-половые периоды число положительных связей является большим, чем в другие периоды [2]. Тем самым было сделано предположение, что у мальчиков в возрастных диапазонах 7–12 и 15–16 лет можно достичь наибольшего прогресса в развитии всевозможных КС при использовании самых разнообразных координационных упражнений.

В тоже время в проведенном исследовании утверждается, что диспропорции между ведущими уровнями построения движений начинают выравниваться у юношей к 15–17 годам, и постепенно устанавливается, окончательный психофизический профиль, свойственный взрослому человеку. Именно, в данном возрастном периоде суворовцы, на наш взгляд, представляются наиболее перспективным контингентом для исследователей с позиций, с одной стороны, прикладности формирования профессиональной готовности к будущей военно-профессиональной деятельности, с другой – с точки зрения ведения отбора кадров для дальнейшего профессионального совершенствования.

В предшествующих данной работе исследованиях выявлены возрастные особенности значимости взаимосвязей и факторов в структуре координационной подготовленности суворовцев, которые позволяют на научной основе правильно обосновать соотношение (равномерное или акцентированное) и объем специальных тренировочных средств для совершенствования профессиональной психофизической готовности и пригодности к будущей военно-профессиональной деятельности [5, 6, 7].

В этой связи, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в психолого-педагогической практике обусловили выбор направления исследования, связанного с особенностями структурности и взаимосвязи между координационными способностями в системе психофизической подготовленности суворовцев разного военно-профессионального профиля, чья двигательная деятельность в будущем по сути дела будет является вероятностной и экстремальной.

Целью работы явилось выявление корреляционно-факторной структуры координационных способностей суворовцев разного военно-профессионального профиля.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; тестирование 7 КС (n=18 показателей) испытуемых с помощью тестовых заданий, отвечающих требованиям надежности и валидности [6]. В батарею заданий были включены следующие тесты: способность к динамическому равновесию – повороты на 3600 на ограниченном пространстве (опора шириной 10 см) в ограниченный временной период; способность к ориентированию с оперативным мышлением – челночный бег с максимальной скоростью (5х3 м) и бег к пронумерованным меткам (5х3 м); способность к пространственному ориентированию – передвижение с завязанными глазами в условиях временного контроля и заданием на точность остановки; способность к приспособлению и перестроению двигательных действий – преодоление полосы препятствий (4 повторения с изменением направления движения (лицом и спиной вперед); способность к согласованию – комплексные метательные действия баскетбольным мячом в квадрат на стене; в способность к реагированию – остановка катящегося мяча по сигналу (определение места остановки и скорости); способность к дифференцированию параметров движения – динамометрия (выполнение упражнения с заданным дозированием усилия); способность ритму – бег через фишки в заданном ритме. Математическая обработка коэффициента множественной корреляции и факторного анализа велась при помощи компьютерной программы STATISTIKA 6.0.

Организация исследования. Исследования проводились в Минском суворовском военном училище в период с февраля по март 2011 г. На первичном этапе диагностики психофизической пригодности к будущей военно-профессиональной деятельности суворовцы 14–15 лет (n=80) были распределены на экстремальный (n=26) (должности специального назначения), операторско-инженерный (n=28) (должности – операторская, связи и наблюдения) и общевойсковой (n=26) (должности – интендантские, командные и по обслуживанию техники) профили [7].

Результаты исследования. В результате сравнительного анализа структурно-функциональной модели координационного компонента психофизической готовности суворовцев разного военно-профессиональ-ного профиля установлено, (рис. 1) что между 18 показателями КС:

·  в экстремальном профиле выявлены: в корреляционной структуре из 190 вычисленных корреляций44 достоверных связей (положительные n=28 (14,7%) (r = от 0,36 до 0,66) и отрицательные n=16 (8,3%) (r = от -0,36 до -0,50)), что составляет 23% от всех рассмотренных связей; в факторной структуре (общая дисперсия выборки 82,38%) (рис.2) выявлены 7 факторов – F1 способность к быстрому реагированию и ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (27,8%), F2 способность к перестроению и приспособлению двигательных действий (13,0%), F3 способность к динамическому равновесию (12,0%), F4 способность к пространственной ориентации (9,9%), F5 – способность к согласованию в метательной точности (7,3%), F6 – способность к дифференцированию силовых параметров движения (6,8%), F7 – способность к динамическому равновесию и согласованию (5,7%), F8 – вклад неустановленных факторов (17,6%);

·  в операторско-инженерном профиле выявлены: в корреляционной структуре из 190 вычисленных корреляций29 достоверных связей (положительные n= 25 (13,2%) (r= от 0,44 до 0,61) и отрицательные n= 4 (2,1%) (r= -0,61)), что составляет 15,3% от всех рассмотренных связей; в факторной структуре (общая дисперсия выборки 79,27%) (рис. 2) выявлены 6 факторов – F1 способность к быстрому реагированию к перестроению и согласованию двигательных действий (23,3%), F2 способность к безошибочному ориентированию в пространстве с оперативным мышлением и дифференцированию силовых параметров (20,1%), F3 способность к динамическому равновесию (14,8%), F4 способность к пространственной ориентации и дифференцированию силовых параметров (7,9%), F5 способность к перестроению и перестроению к ритму (6,9%), F6 способность к перестроению и перестроению (6,3%), F8 – вклад неустановленных факторов (20,7%);

·  в общевойсковом профиле выявлены: в корреляционной структуре из 190 вычисленных корреляций37 достоверных связей (положительные n=20 (10,5%) (r= от 0,41 до 0 ,69) и отрицательные n=17 (9%)(r= от -0,42 до -0,55)), что составляет 19,5% от всех рассмотренных связей; в факторной структуре (общая дисперсия выборки 84,65%) (рис.2) выявлены 7 факторов – F1 способность к ориентированию в пространстве с оперативным мышлением (25,3%) , F2 способность к динамическому равновесию и к ритму (18,0%), F3 способность к пространственной ориентации (11,5%), F4 способность к безошибочному ориентированию в пространстве с оперативным мышлением и динамическому равновесию (9,6%), F5 способность к перестроению и дифференцированию силовых параметров движения (8,3%), F6 – способность к согласованию (6,4%), F7 способность к быстрому реагированию (5,7%), F8 – вклад неустановленных факторов (15,3%).


 

 

Рис. 1 – Корреляционная структура координационных способностей суворовцев 14-15 лет разного военно-профессионального профиля

 

Рис. 2 – Факторная структура координационных способностей суворовцев 14-15 лет разного военно-профессионального профиля

 


 

Выводы. Сравнивая выявленные модели, возможно, судить о том, что у суворовцев рассматриваемых профилей структурная функциональность координационных способностей представлена ведущими и фоновыми показателями влияющими и обуславливающими профиль будущей военно-профессиональной деятельности. Все выявленные компоненты координационной подготовленности являются связующими звеньями всей иерархии координационной модели суворовцев как экстремального, операторско-инженерного, так и общевойскового профиля: одни формируют координационный фундамент (каркас), а другие являются ведущими (связующими) всего координационного потенциала.

Выявленная корреляционно-факторная структура КС исследуемого контингента свидетельствует о возможности уже на начальном этапе профессионального самоопределения осуществлять процесс профилизации суворовцев к конкретным профилям будущей военно-профессиональной деятельности, и соответственно определять сформированность профессионально важных качеств, необходимых для должной степени готовности и пригодности к предстоящей службе в Вооруженных Силах.

Таким образом, данное исследование можно рассматривать в качестве основы для разработки программ профессионально-прикладной физической подготовки суворовцев в разделах по совершенствованию двигательно-координационных способностей с целью повышения психофизической готовности и пригодности к конкретному профилю будущей военно-профессиональной деятельности.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М. : ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

2. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 11. С. 21 – 25.

3.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

4.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М. : ФиС, 1991. – 543 с.

5. Михута И.Ю. Корреляционная структура психофизической подготовленности суворовцев 16–17 лет / И.Ю. Михута // Мир спорта. – 2011. – №2. – С. 34–40.

6.  Михута И.Ю. О направленном формировании ведущих компонентов координационных способностей в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников силовых структур / В.А. Барташ, В.Е. Васюк, И.Ю. Михута // Научные труды НИИ ФКиС Республики Беларусь. Выпуск 10. редкол. : Н.Г. Кручинский [и др.]. – Минск: "ИЦ БГУ". – 2009. – С. 175–180.

7.Михута И.Ю. Структурно–содержательные модели специалистов военного профиля / И.Ю. Михута // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2012. № 4. – С. 34–38.

8.Михута И.Ю. Факторная структура психофизической готовности суворовцев старшего школьного возраста к военно-профессиональной деятельности / И.Ю. Михута // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2011. № 3. – С. 112–116.

9. Психология и педагогика. Военная психология: [учебник для вузов] / под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

10.   Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека : дис. … докт. пед. наук. : 13.00.04 / И.М. Туревский. – М. : ТГПУ, 1998. – 353 с.

11.   Blume D. D. Kennzeichnung koordinativer Fahigkeiten und Moglichkeiten ihrer Herausbildung im Trainingsprozes / D. D. Blume // Wissenschaftliche Zeitzchrift der DHfK. – 1983. – 3. S. 17 – 41.

12.   Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / P. Hirtz // In: Trainlngswissenshaft. – Berlin: Sportverlag, 1994. S. 137 – 145.

13.   Schnabel G. Die koordinativen Fahigkeiten und Problem der Gewandtheit / G. Schnabel // Theorie und Praxis der Korperkultur. – 1973. – № 3. S. 263 – 269.


 

Подано до редакції  14.03.12

_____________