УДК 371.31; 37.037 796.011

А. А. Никитина

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТЕЗАУРУСА

 

Представлен алгоритм деятельности преподавателя по проектированию тезауруса учебной дисциплины "Физическая культура" и результаты его использования в физкультурном образовании студентов.

Ключевые слова: понятие, тезаурус, алгоритм, проектирование, содержание образования.

 


Физкультурное образование в вузе ориентировано на формирование физической культуры личности. Инновационный подход к ее формированию предполагает: изменение качества образовательной информации в сторону научности, абстрактности; применение разных способов ее представления, хранения, поиска; более широкое использование невербальных форм, символических, визуальных и т.д., обеспечивающих процесс нововведений [6].

Ученые говорят о необходимости повышения общего уровня образованности в сфере физической культуры у студентов, отмечая при этом, что на практике должного внимания преобразующей деятельности преподавателя по развитию когнитивной сферы студентов, творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры не уделяется.

Проведенный нами анализ научных работ позволил констатировать: в педагогике, теории и практике физической культуры накоплен определенный научно-теоретический потенциал: М.Я. Виленским, Н.Н. Визитей, В.М. Выдриным, В.И. Столяровым, Н.И. Пономаревым и др. исследован информационный компонент физической культуры, физкультурной деятельности, физической культуры личности; М.Я. Виленским, В.А. Беляевой, Р.С. Сафиным, Г.М. Соловьевым рассмотрены уровни формирования знаний в информационном компоненте: физкультурной грамотности, физкультурной компетентности, физкультурной образованности; А.П. Матвеевым разработаны теоретический, методический, практический уровни информационного компонента; В.К. Бальсевич выделен интеллектуальный компонент; Г.М. Соловьевым представлены уровни усвоения знаний: феноменологический, аналитико-синтетический, прогностический, аксиоматический; О.Н. Шиловой изучены информационные потребности студентов. Отдельные аспекты проблемы, связанной с физкультурным образованием студентов также рассматривались в работах Ю.А. Гагина, В.И. Григорьева, Ю.Д. Железняка, В.И. Ильинича, Ю.Л. Кислицина, А.В. Лотоненко, С.Д. Неверковича, Т.В. Скобликовой, В.В. Черняева, В.С. Якимовича и др.

Однако специальных исследований по проектированию и отбору содержания образования в физической культуре с помощью метода тезауруса проведено не достаточно. Малоизученными являются вопросы, связанные с проектированием преподавателем содержания тезауруса учебной дисциплины и формированием понятийного аппарата студентов (личностного тезауруса).

Целью нашего исследования стало проектирование и представление содержания образования (тезауруса) учебной дисциплины "Физическая культура" в физическом воспитании студентов вуза.

Главным видом системности физической культуры является концептуальная системность, предполагающая формирование строгой последовательной системы понятий, определяющих основное содержание курса. Содержательная часть любого учебного предмета кодируется "корпусом понятий", выражаемых терминосистемой конкретной науки, то есть совокупностью понятий, характерных для того раздела науки, который раскрывается в учебном курсе, с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными понятиями, раскрывающими полное содержание отдельного (конкретного) понятия. Сюда включается: анализ (лингвистический, экстралингвистический, структурный, межпредметный и т.д.) научного понятийного аппарата; отбор понятий, составляющих основу учебного курса; наполнение отобранных понятий логически непротиворечивым, необходимым и достаточным для учебного курса содержанием; структурирование понятийных систем конкретных тем учебного курса; формирование понятийного поля всего учебного курса в целом [5].

Деятельность по проектированию содержания образования по дисциплине "Физическая культура" с помощью метода тезауруса в физическом воспитании студентов вуза была реализована нами следующим образом: 1) определены основные понятия учебной  дисциплины; 2) выделены темы учебной дисциплины;     3) понятия разбиты на семантические подгруппы, обеспечивающие понятийное наполнение выделенных тем; 4) представлены связи понятий с темами в виде ориентированного двудольного графа 1 с целью достижения в представлении связей большей точности и наглядности; 5) построен ориентированный граф 2 связей тем учебной дисциплины с целью прослеживания влияния понятий, включаемых в тезаурус на различных этапах его формирования друг на друга;                         6) использован программный продукт (разработанный Л.Ю. Монаховой, 1997), в котором на основе построенных графов 1 и 2 заполнена матрица их смежности и осуществлен расчет смысловой значимости элементов тезауруса (расчеты программного продукта проведены Л.Ю. Монаховой) [7]; 7) осуществлен анализ полученных результатов.

Все выделенные понятия были разбиты на три группы:

- первая представлена опорными понятиями, имеющими большую смысловую значимость, наиболее важными с точки зрения изучения дисциплины, являющимися ее содержательной основой. Данные понятия преподавателю следует тщательно диагностировать: "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое развитие", "физическая подготовка", "средства физической культуры", "физические качества", "спортсмен", "физическая подготовленность", "физическое состояние", "организм", "самооценка", "работоспособность", "утомление", "виды контроля", "самоконтроль";

- вторую группу составили сопутствующие или связующие понятия, имеющие среднюю смысловую значимость. Они работают на расширение кругозора студентов, способствуют лучшему пониманию связей изучаемой дисциплины с другими сферами человеческой практики: "физическое совершенство", "физкультурник", "физическая культура личности", "физкультурное движение", "двигательная активность", "двигательные умения и навыки", "адаптация", "здоровый образ жизни", "саморегуляция", "самочувствие", "профессионально-прикладная физическая подготовка";

- в третью группу объединены избирательные понятия, которые имеют особое значение для студентов, помогая в выборе собственного индивидуального образовательного маршрута, а именно: "спорт", "виды спорта", "спортивная тренировка", "соревнование", "здоровье", "формы занятий физическими упражнениями", "методики занятий физическими упражнениями", "принципы физического воспитания", "планирование физического воспитания", "производственная физическая культура". В группу избирательных понятий попали такие как "здоровье", "методики и формы занятий физическими упражнениями".

Полученные результаты подтвердили необходимость разработки вариативного раздела программы и проектирования ее теоретического и методического разделов, а также факультативов, специальных вариативных курсов, выбираемых студентами и соответствующие их интересам.

С учетом вышесказанного на основе количественной оценки смысловой значимости понятий дисциплины, в учебные программы, начиная с 2003 года для студентов специального учебного отделения, с которыми мы работали, были включены темы, предполагающие изучение и освоение частных методик физической, адаптивной физической культуры (с учетом имеющихся у студентов отклонений в состоянии здоровья), с различной направленностью: оздоровительной, восстановительной, рекреационной, спортивной, а также методики подбора индивидуальных видов двигательной активности в различных видах адаптивной физической культуры [1]. Много внимания было уделено изучению индивидуального здоровья студентов с помощью методик В.И. Белова, Г.А. Апанасенко, Р.Е. Баевского, образа жизни, анкетированию и тестированию различных показателей физического состояния [2, 3, 4].

В специально разработанный личный "Дневник здоровья студента специального учебного отделения", предназначенный для контроля его состояния, заносятся все данные, отражающие динамику физического состояния за период обучения в вузе (с 2003 года каждый студент имеет и ведет такой Дневник) [1]. Анализ динамики индивидуальных показателей физического состояния позволяет выбрать наиболее эффективные средства физической культуры, правильно организовать двигательную активность с учетом заболевания, корректировать физическую нагрузку в учебных и самостоятельных занятиях.

В региональный вузовский компонент Государственного образовательного стандарта для студентов старших курсов специального учебного отделения включен теоретический раздел, отражающий различные аспекты индивидуального здоровья человека: его биологическую природу; структурные компоненты и функциональные механизмы, лежащие в основе здоровья; возрастные особенности организма, влияющие на здоровье; теоретическое обоснование факторов, определяющих здоровье человека; практические основы методик и средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Результатом работы определения семантической значимости понятий, включенных в учебную дисциплину, стал также перечень возможных тем и вариативных курсов, которые могут выбираться студентами в зависимости от их личных склонностей и направленности потребностей в области физической культуры: "Индивидуальное здоровье человека и его сохранение с помощью физической культуры", "Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии занятий физическими упражнениями", "Спорт, адаптивный спорт и системы физических упражнений для студентов специального учебного отделения", "Технология развития способностей в адаптивной физической культуре" …

Предлагаемые и уже используемые в работе со студентами специального учебного отделения информация и знания на понятийной основе по популярным среди студентов системам физических упражнений, видам спорта вносят существенный вклад в расширение и углубление содержания опорных и связующих понятий, т.к. хорошо с ними согласуются.

Помимо этого, сам преподаватель вносит определенный "вклад" в заданный педагогический проект (программу, методику, текст и т.д.). Он воздействует различными способами на студента, убеждая в ценности и привлекательности своих знаний, опыта, смыслов, выполняя главную функцию – поддержку студента как субъекта своей жизнедеятельности. Личность, индивидуальность преподавателя является главным "инструментом" воспитательного влияния, т.к. через опыт приобретает наглядно-действенную форму наиболее эффективную для усвоения.

Этот "вклад" преподавателя представляет собой совокупность следующих элементов: формулировка образовательных целей с учетом субъективно воспринимаемой педагогической ситуации; собственная ценностно-смысловая интерпретация материала, который подлежит усвоению; использование субъективного жизненного и когнитивного опыта как одного из источников учебного содержания и представления о том, что студент должен "проделать и пережить", чтобы его усвоить; внесение различных по масштабу авторских модификаций в рекомендуемую методику, отражающих личностный и профессиональный опыт; собственный стиль и способ психологической и педагогической поддержки и сопровождения познавательной (двигательной) деятельности студентов; субъективная "политика оценки" с учетом субъективного представления о ее педагогической целесообразности; авторское членение учебного процесса на ситуации, фазы его движения, своеобразную "логику становления студентов" со специфическими индикаторами успешности для каждого типа студентов; рефлексия и самооценка эффективности собственной деятельности в соответствии со своими критериями.

Следует отметить, что в процессе формирования личностного тезауруса студентов, ориентация и переход на самостоятельную деятельность должны обязательно присутствовать на практических занятиях, поскольку в конечном итоге оценивать качественную сторону образовательного процесса по физической культуре следует с помощью самостоятельной двигательной активности и самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, основанных на активно используемых научных знаниях и информации по физической культуре, входящих в личностный тезаурус студента.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- на основе проектирования преподавателем тезауруса учебной дисциплины осуществляется реализация возможностей содержательного наполнения базового и регионального компонентов государственного образовательного стандарта по физической культуре, прогнозирование вариативного раздела программы, способствующие выбору студентом индивидуального образовательного маршрута и приобщению к ценностям физической культуры.

- эффективному освоению основополагающих вопросов об индивидуальном здоровье, физическому совершенствованию, приобщению к регулярным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни способствуют лекционные, методические и практические занятия, разработанные преподавателем на основе метода тезауруса, расширяющие личностный тезаурус студента.

Перспективным направлением дальнейшего исследования проблемы проектирования и отбора содержания образования дисциплины являются разработка проблемы подготовки преподавателей вузов к проектированию и отбору содержания образования, формированию тезауруса у студентов основного отделения и др.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.Адаптивная физическая культура в учебно-воспитательном процессе на специальном отделении вуза: учебная программа / Сост. А.А.Никитина. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 51 с.

2.Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Г.Л Апанасенко., Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с. – (Серия "Гиппократ").

3.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – С. 45, 76, 120.

4.Белов В.И. Педагогические принципы оздоровительной физической тренировки. 5 научная практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся. "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". Тез. докладов. / В.И. Белов. – Коломна, 1995. – С. 8.

5.Жуков Л.В. Теоретические основы методики астрономической подготовки учителя физики: Автореф. дис. д-ра пед. наук: спец. 13.00.08 / Л.В. Жуков. – СПб., 2000. – 38 с.

6.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Л.И. Лубышева. – М.: Изд. центр "Академия", 2001. – 240 с.

7.Монахова Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов (профессорско-педагогический, теоретико-методический, информационный аспект): Дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Л. Ю. Монахова. – СПб., 1997. – 210 с.


Подано до редакції  05.03.12

_____________