УДК 78.01+796.412+79-053.67

А. Я. Муллагильдина, И. Г. Беленькая, А. Х. Дейнеко

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ГИМНАСТОК 15-16 ЛЕТ

 

В статье обоснована методика развития музыкально-композиционных способностей спортсменок, состоящая из музыкально-ритмического, хореографического и композиционного разделов. Установлено, что в ходе артистической подготовки гимнастки испытывают затруднения в разнообразии движений, эмоциональности, ритмических особенностях музыки. Выявлено положительное влияние изучения различных танцевальных стилей на эмоциональность и разнообразие движений гимнасток экспериментальной группы. Определено, что для составления соревновательных композиций необходимо увеличение музыкально-ритмических занятий, воспитание навыков разнообразия и пластической выразительности в работе с предметом.

Ключевые слова: гимнастика, ритмика, эмоциональность, выразительность, хореография, композиция.

 


Актуальность. Красота двигательных действий, гармоничное развитие гимнасток, эстетическая ценность соревновательных программ определяют широкую международную известность художественной гимнастики. Для современной гимнастики характерно усложнение технической базы, значительное увеличение разнообразия упражнений. Вышеперечисленные факты указывают на необходимость создания тренерами и хореографами ярких композиций, раскрывающих индивидуальную одаренность гимнасток, что обусловлено развитием эстетических способностей спортсменок [3, 8].

В настоящее время вопросам построения композиционных программ соревновательного упражнения в гимнастике, развитию выразительности спортсменок уделяется повышенное внимание. Известными специалистами Т.В. Нестеровой и О.А. Богорад выявлены критерии зрелищности композиций художественной гимнастики, определено соотношение средств выразительности в спортивно-художественных композициях спортивного, музыкального и этюдно-образного стилей [6]. М.Э. Плехановой рассмотрены особенности исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта [9]. Для оптимизации построения оригинальных соревновательных композиций в соответствии с требованиями соревнований и индивидуальными возможностями гимнасток активно разрабатываются мультимедийные технологии, компьютерные программы [4, 7].

Внедрение технических средств во многом облегчает работу тренера и хореографа в создании соревновательной программы, однако, художественная сторона композиции обусловлена наличием творческого подхода у постановщика и яркой выразительности у гимнасток [2, 11].

Для раскрытия эстетической выразительности спортсменок в художественной гимнастике необходимо их участие в работе над композициями, развитие их творческих способностей.

Цель исследования – разработать методику занятий, направленную на развитие музыкально-композиционных способностей гимнасток 15-16 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить методику воспитания двигательной выразительности спортсменок в художественной гимнастике.

2. Выявить уровень артистической подготовки гимнасток.

3. Обосновать методику совершенствования музыкально-композиционных способностей гимнасток 15-16 лет.

Исследование проводилось в ХО ФСО "Украина" в ДЮСШ по художественной гимнастике. Нами было протестировано 14 спортсменок (по 7-мь спортсменок в экспериментальной и контрольной группах) 15-16-ти летнего возраста на предмет выявления индивидуального уровня развития музыкально-композиционных способностей. В программу тестирования были включены задания на определение музыкально-ритмической подготовки девушек и на выявление имеющихся навыков составления соревновательных композиций в избранном виде спорта [5, 11].

Музыкально-ритмическая подготовка определялась по воспроизведению ритмического и мелодического рисунка прослушанного музыкального отрывка. Для выполнения задания гимнасткам предлагалось не менее трех разнохарактерных музыкальных произведений с различными видами ритмического и мелодического рисунка. При воспроизведении ритмического рисунка хлопками, гимнастки экспериментальной и контрольной групп, показали одинаковый уровень подготовки, высокий результат у четырех девочек в каждой группе и низкий (3 балла) у двух девушек в каждой группе. При воспроизведении мелодического рисунка движениями 4 девочки из экспериментальной группы и 3 из контрольной справились на 5 баллов, остальные 7 гимнасток – на 4 балла. Средний балл в экспериментальной группе – 4,3 и 4,6; в контрольной – 4,3 и 4,4 балла (табл. 1).


Таблица 1

Сравнительные характеристики первоначального тестирования экспериментальной и контрольной групп

Задание

Требования

Результаты (баллы, max – 5)

Экспериментальная группа, n - 7

Контрольная группа, n - 7

Среднее,

Стандартное отклонение,

Коэффициент вариации V

Среднее,

Стандартное отклонение,

Коэффициент вариации V

1. Раскрытие тематики музыкального произведения

Широта переживания (воображение)

4.1

0.61

15

4

0.58

14.5

Глубина

переживания

4

0.58

14.5

4

0.58

14.5

Оригинальность

3.3

0.7

21

3.3

0.7

21

2. Воспроизведение ритмического рисунка

Правильность

выполнения

4.3

0.95

22

4.3

0.95

22

3. Соответствие движений мелодическому рисунку

Правильность

выполнения

4.6

0.53

12

4.4

0.53

12

4. Двигательная импровизация под различную музыку

Соответствие

музыке

4.1

0.44

11

4.1

0.44

11

Разнообразность движений

3.9

0.54

14

3.9

0.54

14

Эмоциональность

4.1

0.28

7

4.1

0.28

6

5. Хореографический этюд

Соответствие

музыке

4.6

0.53

12

4.4

0.53

12

Разнообразность движений

3.5

0.53

15

3.5

0.53

15

Эмоциональность

4.3

0.75

17

4.3

0.75

17

6. Фрагмент соревновательного упражнения

со скакалкой на

64 счета

Музыкальность

3.9

0.69

18

3.9

0.69

18

Разнообразность движении

3.6

0.53

15

3.6

0.53

15

Эмоциональность

4

0.58

14

4

0.58

14

Креативность

2.4

0.53

22

2.4

0.53

22

7. Соревновательная программа

с булавами

Артистизм (по правилам соревнований)

3.6

0.13

3.6

3.6

0.12

3.3

 


При раскрытии тематики музыкального произведения тестируемым предлагалось на выбор медленная (грустная) или быстрая (веселая) музыка, после прослушивания которой они описывали свои эмоции и переживания. Оценивались широта переживаний (воспроизведение, воображение), также учитывалась глубина переживаний и оригинальность.

В данном задании результаты тестов среди спортсменок отличаются друг от друга незначительно. При выполнении задания 7 девушек использовали свое воображение, 3 описали воспоминание и 4 использовали примитивный сюжет, соответствующий музыке. По оригинальности описания отличились только 5 девочек. Уровень эмоциональности в работах девушек свидетельствует о большой заинтересованности тестируемых в выполнении задания. Гимнастки одинаково хорошо восприняли разнохарактерную музыку, хотя лучшие результаты спортсменки показали при тестировании под музыку спокойного характера, проявив исключительно положительные эмоции.

Проявление творчества и эмоциональности определялось в импровизациях спортсменок в соответствии с различным видом, характером и темпом музыки: медленная, темповая, классическая, народная и современная. С помощью музыки и движений девушки пытались донести до зрителя свои эмоции и переживаемые чувства. Выполнение оценивалось по требованиям, предъявляемым к выразительности: 1) соответствие движений музыке, 2) разнообразность движений, 3) эмоциональность.

Задание для спортсменок оказалось достаточно сложным. Несмотря на то, что с более простыми заданиями на уровень музыкальных способностей девушки справились хорошо, но при оценке требования "соответствие движений музыке" было допущено значительное количество ошибок ("непопадание" движений в ритм музыки).

Большое затруднение у гимнасток вызвало требование разнообразности движений, выполняемые движения часто повторялись, что указывает на малый запас движений у спортсменок.

При выполнении задания 9 гимнасток не смогли выразить свою эмоциональность, объясняя это тем, что стесняются своего тренера, а оставшиеся 5 не показали никакого смущения и сумели абстрагироваться от окружающих.

Наличие небольшого количества высоких оценок характеризуется тем, что только 3 девочки выполняли задание "с эмоцией" с начала и до конца, остальные показывали характер движений время от времени, смущаясь и обдумывая каждый последующий элемент, который они выполняли.

В домашнем задании на составление хореографического этюда под самостоятельно подобранную музыку, оценивались степень раскрытия музыкального содержания посредством движений и выразительность исполнения.

Результаты оказались выше, чем при выполнении импровизации. Но раскрыть идею, донести до зрителя свои переживания, удалось лишь 3 гимнасткам из экспериментальной группы и 4 из контрольной, они подобрали движения, выражающие их чувства, сопровождающиеся хорошей эмоциональной подачей.

В задании на композиционную подготовку, девушки составляли фрагмент соревновательного упражнения со скакалкой на 64 счета. Для подготовки спортсменкам было выделено время на тренировочном занятии. Требования были такими же, как и в предыдущем задании, особое внимание было обращено на наличие в постановке креативных элементов. Гимнастки показали средний результат в разнообразности движений и музыкальности (3,6 балла и 3,9 балла), неплохо проявили себя эмоционально (4 балла). И лишь 6 человек попробовали дополнить свою программу новым движением с предметом, 8 гимнасток выполнили задание с применением хорошо известных элементов (2,4 балла).

В следующем задании композиционная подготовка также оценивалась при составлении гимнастками соревновательной программы с булавами для спортсменок первого разряда. Музыкальное сопровождение девушки выбирали самостоятельно. Оценивалось задание согласно правилам соревнований по артистизму: базовая композиция; музыка; хореография.

Спортсменками допускались следующие ошибки: неравномерное распределение трудностей тела, отсутствие разнообразия в технических элементах с предметом (по форме, амплитуде, направлению, плоскости), однообразие бросков (по видам мастерства, плоскости, направлению, уровням), мало элементов характеризующих стиль музыки.

Результат экспериментальной группы составил 3,56 балла, а контрольной – 3,58. Контрольная группа с данным заданием справилась лучше.

Во всех тестах применялся метод экспертных оценок, в экспертную группу входили два тренера по художественной гимнастике и хореограф. Максимальная оценка по всем тестам 5 баллов.

По результатам тестирования можно сделать выводы, что уровень развития музыкально-композиционных способностей гимнасток контрольной и экспериментальной групп равноценный и не имеет существенных различий, разница результатов варьируется в десятых балла (табл. 1).

По результатам тестирования спортсменок, обобщению и анализу данных по особенностям артистической подготовки в художественной гимнастике, нами была разработана методика развития музыкально-композиционных способностей гимнасток 15-16 лет. Методика содержала упражнения практического характера, учебные задания вербальной формы. В нее были включены тренировочные задания на развитие тех параметров, которые выявились в тестировании как наиболее слабые, а именно оригинальность, креативность, разнообразие движений. Также были включены упражнения по музыкально-ритмической подготовке и задания на развитие эмоциональности и выразительности гимнасток [2, 3, 5].

В большей степени внедрение методики осуществлялось в переходном и подготовительном периодах подготовки гимнасток. Упражнения применялись в разминке, в заключительной части занятия, реже в основной части занятия, в форме домашних заданий с обязательной проверкой на уроке. Лучшие работы разбирались, спортсменки взаимно обогащались. Для совершенствования полученных навыков и поддержания творческого интереса по мере усвоения новых упражнений комплексы усложнялись, подбирались новые музыкальные произведения. Для обогащения запаса двигательных действий активно применялись базовые движения из различных танцевальных направлений [1, 10, 11].

Проведение повторного тестирования выявило, что уровень музыкально-ритмической и композиционно-исполнительской подготовки гимнасток экспериментальной группы, после применения разработанной нами методики улучшился. В контрольной группе также произошли некоторые изменения, однако все показатели повторного тестирования экспериментальной группы выше, чем контрольной. Исключение составляет оценка за музыкальность при составлении части соревновательного упражнения, составленного на занятии, в экспериментальной и контрольной группах – по 4,1 балла (табл. 2).


Таблица 2

Сравнительные характеристики повторного тестирования экспериментальной и контрольной групп

Задание

Требования

Результаты, баллы max - 5

Экспериментальная

группа, n-7

Контрольная группа,

n-7

Среднее,

Стандартное отклонение,

Коэффициент вариации V

Среднее,

Стандартное отклонение,

Коэффициент вариации V

1. Раскрытие тематики музыкального произведения

Широта переживания (воображение)

4,5

0,48

11

4,1

0,54

13

Глубина переживания

4,4

0,37

8

4

0,58

14

Оригинальность

4,5

0,41

9

3,8

0,62

16

2. Воспроизведение ритмического рисунка

Правильность

выполнения

4,7

0,49

10

4,3

0,95

22

3. Соответствие движений мелодическому рисунку

Правильность выполнения

4,9

0,38

8

4,6

0,53

12

4. Двигательная импровизация под различную музыку

Соответствие музыке

4,5

0,36

8

4,1

0,44

11

Разнообразность

движений

4,5

0,4

9

3,9

0,54

14

Эмоциональность

4,8

0,18

4

4,3

0,38

9

5. Хореографический этюд

Соответствие музыке

4,4

0,53

12

4,3

0,49

11

Разнообразность движений

4,2

0,31

7

3,6

0,79

17

Эмоциональность

4,6

0,45

10

4,3

0,75

17

6. Фрагмент соревновательного упражнения с мячом на 64 счета

Музыкальность

4,1

0,19

5

4,1

0,75

18

Разнообразность

движении

4,5

0,44

10

3,6

0,47

13

Эмоциональность

4,6

0,45

10

4

0,58

14

Креативность

3,8

0,31

8

2,9

0,45

15

7. Соревновательная программа с обручем

Артистизм (по правилам соревнований)

4

0,14

4

3,8

0,15

4

 


 

Показатели образного мышления в сумме в экспериментальной группе улучшились на 2 балла. Наибольший прирост результата относится к требованию оригинальности, которое по итогам первоначального тестирования было самой слабой стороной, он улучшился на 1,2 балла (рис. 3.1).

Широта переживаний улучшилось на 0,4 балла (при выполнении задания 4 гимнастки использовали воображение), глубина переживаний также улучшилась на 0,4 балла. В контрольной группе имеется прирост в результатах на 0,1 балла, по широте переживаний и 0,5 балла по оригинальности.

Музыкальные способности спортсменок контрольной группы, при выполнении задания на воспроизведение ритмического рисунка, остались на том же уровне, а в экспериментальной группе 5 гимнасток справилось с заданием на "отлично", и 2 на "хорошо". Если в первоначальном тестировании для этого задания была подобрана простая мелодия с равномерным ритмическим рисунком, то для проведения повторного мы выбрали мелодию с ритмически сложным рисунком (пунктирный ритм, синкопа). При выполнении задания на мелодический рисунок 6 девочек из экспериментальной группы и 4 из контрольной справились на "отлично". В экспериментальной группе результат улучшился на 0,4 балла, а в контрольной – на 0,2 балла.


 

Рис. 3.1. Изменение результатов тестирования в обеих группах

 

Тесты. Раскрытие тематики музыкального произведения: 1 – широта переживания, 2 – глубина переживания, 3 – оригинальность; 4 – ритмический рисунок, 5 – мелодический рисунок; двигательная импровизация: 6 – соответствие музыке, 7 – разнообразность движений, 8 – эмоциональность; хореографический этюд: 9 - соответствие музыке, 10 – разнообразность движений, 11 – эмоциональность; часть соревновательного упражнения: 12 - соответствие музыке, 13 – разнообразность движений, 14 – эмоциональность, 15 – креативность; 16 – оценка артистичности за соревновательную программу.

 


 

При повторном исследовании для задания на импровизацию были отобраны 5 новых музыкальных композиций по тем же направлениям (медленная, темповая, классическая, народная и современная). Результаты тестирования эмоциональности в экспериментальной группе улучшились на 0,7 балла, соответствие движений музыке – на 0,4 балла. Самая слабая сторона по результатам первоначального тестирования - разнообразность движений, улучшилась на 0,6 балла. Спортсменки разучили упражнения из предложенной нами методики, 3 гимнастки на основе разученных танцевальных элементов в соединении с элементами техники придумали новые движения. В контрольной группе показатели остались на том же уровне, только эмоциональность повысилась на 0,2 балла.

Из семи гимнасток экспериментальной группы, шестеро перестали испытывать смущение при выполнении заданий. Т.к. многие задания по современной и восточной хореографии требуют раскрепощенности, и при систематическом выполнении таких упражнений у девушек стала просматриваться "свобода движений".

Задание, при выполнении которого спортсменки выражали "чувства" во втором тестировании было сложнее, т.к. они не выбирали музыкальное произведение, а тянули жребий. Несмотря на это небольшое усложнение, гимнастки экспериментальной группы показали хороший прирост в разнообразии движений (0,7 балла) и эмоциональности (0,3 балла). Пятерым спортсменкам удалось донести идею своей постановки, их танец был похож на историю, рассказанную с помощью движений. В контрольной группе результаты не изменились, здесь отличились 3 спортсменки своими хорошо продуманными постановками. Тем не менее, следует заметить, что гимнастки иногда увлекались разнообразием движений в соответствии со своими эмоциями, не обращая достаточного внимания на соответствие музыке. Данный факт указывает на необходимость усиления музыкально-ритмических занятий.

При выполнении задания по композиционно-исполнительской подготовке в повторном тестировании мы предложили гимнасткам поменять предмет и составить часть упражнения с мячом. Результаты в экспериментальной группе выросли: соответствие движений музыке на 0,2 балла, разнообразность движений – на 0,9 балла и эмоциональность – на 0,6 балла. В контрольной группе изменился показатель разнообразности движений, он улучшился на 0,1 балла. Отдельное внимание уделялось креативности спортсменок. Результат вырос в обеих группах, в контрольной на 0,5 балла, это объясняется наличием соревновательного опыта в промежутке между тестированиями и серьезностью отношения гимнасток к поставленной задаче. В экспериментальной группе оценка за креативность улучшилась на 1,4 балла благодаря наличию того же соревновательного опыта и занятиям по нашей методике.

В последнем задании был изменен предмет, девочки составляли упражнение для первого разряда с обручем. Музыкальное сопровождение каждая гимнастка выбирала на свой вкус. Для составления программы спортсменкам было выделено отдельное занятие. Система оценки происходила согласно правилам соревнований.

В большей или меньшей степени гимнастками допускались одинаковые ошибки: несвязанный переход от одного движения к другому, недостаточно разнообразная работа предметом, однообразные броски, малая пластическая выразительность. Средний результат в экспериментальной группе увеличился на 0,4 балла, а в контрольной на 0,2 балла.

Выводы. 1. Анализ литературных источников и обобщение практического опыта по художественной гимнастике показали, что с возрастанием квалификации спортсменок увеличивается влияние музыкально-композиционной подготовки на их спортивный результат. Процесс создания соревновательного упражнением зависит от творческих способностей тренера и гимнастки. Соревновательная оценка включает в себя уровень технической и физической подготовленности спортсменок, навыки артистической подготовки: музыкально-ритмической, хореографической и двигательной выразительности.

2. По результатам тестирования был определен уровень артистической подготовки спортсменок. В заданиях на эмоциональность и творческое воображение гимнастки испытывали затруднения в разнообразии движений и оригинальности, смущение создавало скованность движений. Оценка за оригинальность 3,3 балла (максимум 5 баллов во всех тестах). Разнообразие движений в задании на импровизацию составило 3,6 балла, при составлении части соревновательного упражнения разнообразие движений составило: от 3,5 балла до 3,6 баллов.

В воспроизведении мелодического и ритмического рисунков в среднем спортсменки показали неплохой результат (от 4,3 до 4,6 балла), однако выявились гимнастки, имеющие проблемы в музыкально-ритмической подготовке. Тестирование показало, что направленных занятий по музыкально-ритмической подготовке с девушками раннее не проводилось.

При составлении соревновательной программы с булавами для первого разряда спортсменки проявили однообразие в технических элементах с предметом, было продемонстрировано мало элементов характеризующих содержание и ритмические особенности музыки, девушки допустили неравномерное распределение трудностей тела. Результат экспериментальной группы составил 3,56 балла, контрольной – 3,58 балла.

Результаты предварительного тестирования показали равноценный уровень музыкально-композиционных способностей спортсменок экспериментальной и контрольной групп.

3. По результатам тестирования нами была разработана методика развития музыкально-композиционных способностей гимнасток 15-16 лет. В нее были включены тренировочные задания на развитие тех параметров, которые выявились в тестировании как наиболее слабые, а именно оригинальность, креативность, разнообразие движений.

Гимнастки выполняли координационно-сложные упражнения из классической хореографии. Разученные раннее движения выполнялись в разнообразных связках и комбинациях. Спортсменки усваивали новые танцевальные стили. Также были включены упражнения по музыкально-ритмической подготовке, задания на развитие эмоциональности и выразительности гимнасток.

4. При повторном тестировании все результаты в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной, исключение составила оценка за музыкальность половины упражнения с мячом (по 4,1 балла в обеих группах). В экспериментальной группе улучшение произошло по всем исследуемым параметрам, оно составило от 0,2 балла до 1,4 балла.

У спортсменок экспериментальной группы произошли значительные улучшения в разнообразии движений, оригинальности, проявлении эмоциональности. При составлении соревновательного упражнения спортсменки экспериментальной группы продолжали допускать ошибки по артистической ценности композиции, недостаточные улучшения произошли по музыкально-ритмической подготовке.

В контрольной группе также произошли положительные изменения: от 0,1 балла до 0,5 баллов. Данный факт объясняется усвоением спортсменками нового программного материала учебно-тренировочного года и участием в соревнованиях

Перспективы дальнейших исследований. Методика развития музыкально-композиционных способностей гимнасток 15-16 лет требует дальнейшей разработки и корректировки: совершенствование музыкальной части занятий, улучшения композиционных навыков в соответствии с требованиями к артистической ценности соревновательной композиции, а также учета индивидуальных особенностей спортсменок.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.04) / С.И. Борисенко. – СПб., 2000. – 21 с.

2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека : [уч. для вузов] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.

3. Каравацкая Н.А. Методика составления произвольных комбинаций, формирование творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.04) / Н.А. Каравацкая. – Великие Луки, 2002. – 23 с.

4. Мирошниченко Т.М. Совершенствование методики построения композиций групповых упражнений в художественной гимнастике / Т.М. Мирошниченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). – Харьков, 2005. – № 3. – С. 28-40.

5. Мороз О.О. Музично-ритмічне виховання та художня гімнастика. Методичні вказівки / О.О. Мороз. – Чернівці: ЧНУ, 2002. – 32 с.

6. Нестерова Т.В. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике / Нестерова Т.В.; Богорад О.А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. Ермакова С.С. ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). – Харьков, 2005. – № 5. – С. 24-31.

7. Нестерова Т.В. Современное состояние и перспективы совершенствования техники двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики путем применения мультимедийных технологий / Нестерова Т.В., Сиваш И.С. // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 3. – С. 79-83.

8. Омельянчик О. О. Побудова довільних композиційних програм гімнастичних вправ на колоді: Автореф. дис. ... канд. наук. з фіз. виховання і спорту (24.00.01) / О. О. Омельянчик. – Націон. ун-т фіз. виховання і спорту України. – К., 2004. – 18с.

9. Плеханова М.Э. Особенности исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта: Учебное пособие / М.Э. Плеханова. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. – Москва: 2006. – 31 с.

10.  Шипилина И.А. Хореография в спорте. Серия "Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте" / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. – 224 с.

11.  Шишманов Г.В. Актерское мастерство в технико-эстетических видах спорта / Г.В. Шишманов. – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 75 с.


Подано до редакції  19.03.12

_____________