УДК 79-053.2+796.015+796.835

И. В. Деркаченко, Н. В. Ершова

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ WAKO

 

Главной целью этого исследования была разработка учебного метода для детей 7 - 10 лет, которые занимают кикбоксингом ВАКО. Возрастные особенности учли во время разработки и тестирования учебного метода. Результаты этого исследования продемонстрировали, что целеустремленное развитие способностей к координации, скоростных способностей и взрывчатых способностей позволило получать подлинные лучшие индексы в экспериментальной группе в финале педагогического эксперимента.

Ключевые слова: дети, учебный метод, способности к движению, моторное развитие, спортивное умение, особенность обучения, кикбоксинг ВАКО.

 


Постановка проблемы. Непрерывное поступательное развитие общества обуславливает динамику совершенствования во всех сферах человеческой деятельности. Это в равной мере справедливо и для современного спорта.

Как правило, наиболее важным моментом, особенно на начальном этапе обучения является правильная организация системы отбора будущих спортсменов в кикбоксинге. Однако согласно ранее проведённым исследованиям [8], рекомендуемый возраст для официального начала занятий кикбоксингом составляет 10 лет. На наш взгляд, это вполне оправдано, если исходить из целесообразности занятий избранным видом спорта и направленности на достижение в будущем высоких спортивных результатов.

Практический опыт многих стран, включая и Молдову, показывает, что часто дети начинают заниматься кикбоксингом в более раннем возрасте, начиная с 5 – 7 лет. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности и правильном построении тренировочного процесса для начинающих спортсменов такого возраста.

В данном случае необходимо учитывать большое количество факторов, основными из которых являются особенности морфологического, физиологического и психологического развития ребёнка в указанном возрасте и особенности вида спорта. Т.е. какие требования избранный вид спорта предъявляет организму тренирующихся в силу своей специфики и какое влияние это оказывает на спортсмена.

Известно, что в различном возрасте детский организм претерпевает определённые изменения. Кроме того, очень важными являются и психологические аспекты развития детского организма, которые необходимо учитывать для того, чтобы занятия кикбоксингом в любом возрасте давали только положительный эффект и способствовали подготовке спортсмена для будущего усложнения тренировочной программы и увеличения нагрузок [4]. Особенно это становится важным в связи с тем, что значимость спортивных наград существенно возрастает в зависимости от статуса соревнований в направлении увеличения возраста выступающих, т.е. наивысшими достижениями в спортивной карьере считают победы в официальных соревнованиях во взрослой возрастной категории.

Например, наиболее перспективным возрастом для начала занятий ациклическими видами лёгкой атлетики является возраст 7-10 лет [10]. Они подчёркивают, что в этом возрасте для отбора и занятий необходимо пользоваться следующими морфо-функциональными и нейро-моторными показателями: рост, конституционные особенности, состав тела, степень подвижности нервных процессов в коре головного мозга, моторика (количество и качество моторных актов), состав мышечных волокон.

Кроме того, немаловажным фактором является мотивация для занятий кикбоксингом, т.е. заинтересованность в продолжении занятий. Для детей младшего школьного возраста это особенно актуально.

Ребёнок, начиная заниматься кикбоксингом в столь раннем возрасте, испытывает объективные трудности. У детей дошкольного и младшего школьного возраста явно выражены высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, а это, в свою очередь, приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре головного мозга и недостаточной координации движений. При этом дети быстро утомляются, потому что длительное поддержание процесса возбуждения ещё невозможно.

Важную роль играет умение тренера строго дозировать тренировочные нагрузки, потому что дети указанного возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости и не всегда способны даже словесно выразить степень утомления.

Необходимо также учитывать, что для возраста 5-7 (особенно) и 7-10 лет у детей недостаточно развиты координационные способности, особенно способность к межмышечной координации и пространственная координация движений. Поэтому в данном возрастном периоде основное внимание должно в первую очередь быть направлено на развитие координационных способностей, освоение максимально возможного количества различных двигательных умений и навыков.

Согласно общепринятому мнению [4. 7], наиболее важными и востребованными способностями в процессе физического воспитания и спортивной тренировки детей в возрасте от 6 до 10 лет являются координационные способности. В свою очередь, специфика вида спорта – кикбоксинг предъявляет особые требования также к развитию быстроты и скоростно-силовых способностей. Совокупность проявления этих качеств и способностей создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего развития необходимых в кикбоксинге, двигательных способностей в более старшем возрасте, когда организм ребёнка подготовлен физиологически, морфологически и психологически к целенаправленному их развитию.

Известно, что определённые периоды развития детского организма являются критическими, а определённые периоды - сенситивными [10]. Без учёта таких периодов невозможно полноценно развивать те или иные двигательные качества и связанные с ними способности. В связи с этим возникают некоторые трудности в силу того, что сенситивные периоды для развития отдельно взятых физических качеств различаются во времени протекания. Так сенситивным периодом для развития координационных способностей и ловкости является возраст 7 - 12, иногда до 14 лет, что соответствовало поставленным в работе цели и задачам. В то же время, сенситивным периодом для развития быстроты и связанных с ней скоростных способностей является возраст от 10 до 12, иногда до 13 лет. А скоростно-силовые способности наиболее интенсивно и продуктивно можно развивать в возрасте 11 - 14 лет, т.е. этот возраст как раз и является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых способностей.

Таким образом, возникает противоречие между целями и задачами спортивной подготовки детей в кикбоксинге в возрасте 7-10 лет и невозможностью полноценного проведения этой подготовки из за особенностей физиологического и психологического развития детского организма.

Именно поэтому мы считаем практику подготовки и участия детей 8-10 лет в разделах фулл-контакт и К-1 категорически нецелесообразной. Особенно воспитанников спортивных школ, где, не смотря на многие противоречия, проводится целенаправленная работа, направленная на достижение именно спортивных результатов в соревнованиях. Поэтому специалисты [8] определяют оптимальный возраст в 10 лет для начала занятий кикбоксингом вообще.

Однако следует ещё раз подчеркнуть, что, занимаясь кикбоксингом с детьми с 6-7 лет можно создать предпосылки для дальнейшего успешного развития необходимых двигательных способностей в старшем возрасте.

Таким образом, основными задачами физического воспитания и спортивной тренировки, которые необходимо решать в данном возрасте, являются:

1)      Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;

2)      овладение основами разнообразных жизненно важных движений; развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

3)      формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

4)  выработка представлений о кикбоксинге, о применяемых снарядах и инвентаре, о соблюдении правил и техники безопасности во время занятий;

5)        приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или разделам кикбоксинга;

6)  воспитание толерантности дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости; содействие развитию морально-волевых качеств.

Анализ актуальных исследований

Основной целью нашей работы было показать целесообразность построения тренировочного процесса, направленного на преимущественное развитие координационных способностей и быстроты у тренирующихся кикбоксингом в возрасте от 6 до 10 лет, конечно не исключая других двигательных способностей. Это особенно актуально в Республике Молдова ещё и потому, что в большинстве клубов основной контингент занимающихся составляют именно дети указанного возраста и несколько старше. И начиная с 8 летнего возраста, Национальная Федерация Ориентал – кикбоксинга Республики Молдова позволяет детям участвовать в соревнования.

Для разработки и обоснования тренировочной методики для детей указанного возраста мы провели педагогический эксперимент. В эксперименте добровольно принимало участие 2 группы детей по 6 человек, соответственно – контрольная и экспериментальная, 2-го года обучения в возрасте 7-8 лет. Эксперимент проводился в течение 6 месячного тренировочного цикла.

Особенности методики тренировки в экспериментальной группе заключались в том, что в тренировочный процесс на протяжении всего цикла в большем по сравнению с общепринятым объёмом, планомерно вводились координационные упражнения, а также упражнения для развития ловкости. Координационные упражнения включались как в подготовительную, так и в основную часть тренировочных занятий. При этом в подготовительной части больше выполнялись упражнения в игровой и соревновательной форме, направленные на развитие общих координации и ловкости. Известно [6, 7, 9], что общие координационные упражнения служат двигательной основой для освоения более сложных двигательных умений и навыков, а в дальнейшем – и специфических двигательных действий, необходимых для продуктивного разучивания, а потом и эффективной реализации соревновательных упражнений. Упражнения подбирались таким образом, чтобы развивать основные формы координационных способностей — межмышечные координации во время выполнения движений и пространственные координации, определяющие пространственные характеристики выполняемых двигательных действий. Часто координационные упражнения выполнялись занимающимися в соревновательной манере или на время, что способствовало совершенствованию качества ловкости, поскольку ловкость можно определить как проявление координационных способностей в выполнении двигательных действий с определённой быстротой.

В основную часть тренировочных занятий для развития координационных способностей вводились специально-подготовительные упражнения и упражнения, включающие в себя элементы соревновательных действий или сами соревновательные действия. Большинство технико-тактических действий в кикбоксинге представляют собой сложнокоординационные локомоции. Включение в тренировочный процесс специально-подготовительных упражнений, упражнений, включающих соревновательные действия и соревновательных действий в качестве элементов координационных упражнений позволило развивать координационные способности юных спортсменов в основной части занятий целенаправленно и что важно — в режиме моделирования соревновательных ситуаций.

Кроме целенаправленного развития координационных способностей в тренировочный процесс спортсменов из экспериментальной группы акцентирование включались упражнения, направленные на развитие быстроты и связанных скоростных способностей и скоростно-силовых способностей. Следует подчеркнуть, что возраст 7-8 лет, т.е. возраст участников эксперимента, не является сенситивным периодом для развития указанных выше двигательных качеств и способностей. Кроме того, практика показывает, что чрезмерное введение скоростно-силовых упражнений и упражнений на развитие быстроты в тренировочный процесс детей в этом возрасте часто приводит к серьёзным травмам из-за недостаточного развития и слабости связочного аппарата, травмирования суставных поверхностей и опорно-двигательного аппарата в целом. Поэтому в течение эксперимента в тренировку экспериментальной группы мы включили 2 трёхнедельных мезоцикла, направленных на акцентированное развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Первый мезоцикл вводился, начиная с третьей недели от начала эксперимента, второй - с начала последнего месяца шестимесячного экспериментального макроцикла.

Для акцентированного развития скоростных способностей применялись как общие - беговые, различные динамические упражнения и упражнения на развитие различных видов реакции, так и специальные упражнения, включающие элементы соревновательных действий, выполняющихся с максимально возможной скоростью.

Для акцентированного развития скоростно-силовых способностей детей в возрасте 7-8 лет применяются прыжковые упражнения [6]. В основном эти упражнения представляют собой простые прыжки из разных положений и с различными режимами выполнения. Мы так же включали простые формы ударных прыжковых упражнений или плиометрических упражнений, но особое внимание уделялось дозировке таких упражнений и тому, чтобы они выполнялись с оптимальной наименьшей амплитудой для исключения повреждений и травм суставных поверхностей и связочного аппарата испытуемых. С целью определения однородности в контрольной и экспериментальной группах, нами было проведено начальное тестирование участников эксперимента. Для проведения тестирования было отобрано несколько показателей, общепризнанно зарекомендовавших себя как надёжные, валидные и информативные тесты. Кроме того, в программу тестирования так же были включены специальные тесты, успешно апробированные в ранее проведённых исследованиях. Так же нами было применено специальное оборудование фирмы "Adidas", состоящее из специального средства в виде прямоугольного кожаного щита толщиной 15 см с системой пневмоэлектронных датчиков внутри и дисплеем с обратной стороны для определения энергии наносимого по щиту удара в Джоулях.

В группу анализируемых тестов вошли:

1)      Бег 30 м, с;

2)      Зигзагообразный бег, 20 м, с;

3)      Прыжок в длину с места, см;

4)      Выполнение сайд-кика поочерёдно в 4 направления, с;

5)      Выполнение хай - кика по 6 целям, с;

6)      Энергия удара хай-кик.

Для определения динамики результатов в обеих группах в течение эксперимента, а так же для проверки эффективности тренировочной методики, предложенной в экспериментальной группе, в конце эксперимента было проведено повторное тестирование участвующих в нём спортсменов. Тестирование проводилось в аналогичных условиях, как и начальное.

Результаты исследования и их обсуждение. Начальное тестирование показало, что юные спортсмены в обеих группах, участвовавших в эксперименте, не отличаются достоверно по предложенным к тестированию показателям. Некоторые различия наблюдались в показателе энергии удара хай-кик, однако эти различия не являлись значимыми. Таким образом, начальное тестирование спортсменов выявило однородность контрольной и экспериментальной групп и отсутствие существенных различий между группами в уровне развития исследуемых двигательных способностей. Результаты начального тестирования спортсменов представлены в таблице 1.

Все спортсмены из обеих групп успешно завершили участие в педагогическом эксперименте. По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, в аналогичных условиях. Результаты тестирования демонстрировали значимо большее улучшение показателей в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой во всех показателях. Результаты повторного тестирования приведены в таблице 2.

Особенно высокие показатели в сравнении с контрольной группой были выявлены в координационных упражнениях - зигзагообразном беге и выполнении сайд-кика в 4 направлениях, где уровень значимости составил значения, меньшие, чем 0.001.


Таблица 1

Результаты тестирования спортсменов в начале педагогического эксперимента

Наименование теста

Среднее значение

t

 

P

 

Контрольная

Эксперимент

Xк±σк

Хэ±σэ

1

Бег 30м, с

6,97±0,41

6,92±0,51

0,17

>0.05

2

Зигзагообразный бег 20 м, с

11.70±0.78

11.99±0.52

0.75

>0.05

3

Прыжок в длину с места, см

129.67±9.95

128.17±10.11

0.26

>0.05

4

Выполнение сайд - кика в 4 стороны под углом 90°, с

3.61±0.19

3.63±0.26

0.10

>0.05

5

Выполнение хай - кика по целям, с

8.46±0.45

8.34±0.37

1.51

>0.05

6

Показатели энергии удара хай кик, ДЖ

23.11±1.10

21.88±1.17

1.88

>0.05

 

Различия достоверны при t≥2,23 с вероятностью Р<0.05 и при t≥3,17 с вероятностью Р<0

 

Таблица 2

Результаты тестирования спортсменов по окончании педагогического эксперимента

Наименование теста

Среднее значение

t

 

P

Контрольная

Эксперимент

Xк±σк

Хэ±σэ

1

Бег 30 м, с

6.34±0.30

5.96±0.19

2,63

<0.05

2

Зигзагообразный бег 20 м, с

11.61±0.44

10.35±0.32

5,76

<0.001

3

Прыжок в длину с места, см

138.17±8.42

150.67±2.50

3,48

<0.01

4

Выполнение сайд-кика в 4 стороны под углом 90°, с

3.40±0.16

2.98±0.14

4,93

<0.001

5

Выполнение хай-кика по целям, с

8.06±0.34

7.13±0.48

3,90

<0.01

6

Показатели энергии удара хай - кик, ДЖ

25.40±2.01

28.62±1.85

2,88

<0.05

 

Различия достоверны при t≥2,23 с вероятностью Р<0.05 и при t≥3,17 с вероятностью Р<0.01

 


Обсуждение результатов исследования. Как уже подчёркивалось выше, координационные способности являются приоритетными для развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В первую очередь это обусловлено тем, что указанный возраст соответствует сенситивному периоду развития координации в процессе онтогенеза организма человека.

Вместе с тем, проведённые ранее исследования [5] показали, что координационные способности являются одними из наиболее важных, которые необходимы для успешной реализации потенциальных возможностей спортсменов в кикбоксинге. Таким образом, реализуя в программе тренировки экспериментальной группы акцентированное развитие координационных способностей, нам удалось одними и теми же методами осуществить решение сразу двух задач, одну - более глобальную, т.е. общее развитие координационных способностей в данном возрасте, и вторую - непосредственно требующую решения в процессе эксперимента - развитие координационных способностей для совершенствования спортивного мастерства испытуемых.

В тренировочный процесс включались различные динамические и статические координационные упражнения. Часть из них содержала элементы соревновательных действий, как непосредственно технико-тактических действий, так и различных видов специальных перемещений. Известно [3], что в кикбоксинге в большинстве случаев применяется тактика, представляющая сочетание технико-тактических действий (ТТД) и шаговых перемещений (ШП), позволяющих успешно реализовывать ТТД. Включение в программу экспериментальной группы различных комбинаций выполнения ШП с необходимой скоростью, на наш взгляд позволило добиться достоверно более высокого в сравнении с контрольной группой результата в показателе "зигзагообразный бег" – 12=5.76, при Р< 0.001. Вызвано это тем, что в кикбоксинге очень часто применяется боковой маневр [3]. Если зигзагообразный бег по разметке образно разбить на составляющие и сравнить с выполнением бокового шага во время маневра, то станет очевидным, что часть движений во время перемещения в обоих случаях имеют сходную структуру. Полученный результат может свидетельствовать о том, что включение в тренировочную программу различных видов специальных перемещений в разных сочетаниях с различной скоростью выполнения в качестве координационных упражнений, позволяет добиться значимо высокого результата в выполнении специально-подготовительных и соревновательных упражнений.

В тренировочный процесс в кикбоксинге в программу специальной подготовки (СП) вводится отработка технико-тактических действий различной сложности выполнения, в различных сочетаниях и с дифференцированной скоростью выполнения. Такой подход позволяет совершенствовать координационные способности спортсменов непосредственно в соревновательных упражнениях. Включение указанных упражнений в различных режимах в программу экспериментальной группы позволило достичь существенного улучшения конечных результатов исследования в выполнении сайд - кика в 4 стороны под углом 90° - t4=4.93, при Р< 0.001 и в выполнении хай - кика по целям -t5=3.90, при Р< 0.01.

Для развития скоростных способностей, особенно в тех случаях, когда основная соревновательная деятельность ведётся нижними конечностями, очень часто применяют беговые упражнения на короткие дистанции, включая и короткие ускорения на 20. 30, 50 и 60 метров [6, 7, 9]. По своей структуре цикл передвижений схож с выполнением базовых и наиболее часто используемых в процессе поединка в кикбоксинге технико-тактических действий. Практика и ранее проведённые исследования показали, что включение беговых упражнений в тренировочный процесс спортсменов в кикбоксинге даёт высокий положительный результат в развитии скоростных способностей спортсменов, в том числе и в соревновательных упражнениях. Результаты нашего исследования также подтверждают ранее опубликованные данные заключительные показатели в ускорении на 30 м в экспериментальной группе были значительно выше, чем в контрольной - t|=2.63 при Р<0.05.

Проведённые ранее исследования показали, что скоростно-силовые способности также входят в число ведущих двигательных способностей для успешной реализации потенциала спортсменов в кикбоксинге. Это особенно важно не только потому, что технико-тактические действия должны выполняться с максимально возможными ускорениями, но также и вследствие того, что это ударные действия, которые в процессе соревнований считаются результативными только тогда, когда они нанесены по сопернику с наибольшей силой.

F = ma            (1)

В свою очередь, ускорение - это производная вектора скорости по времени:

a = d'v/dt        (2)

Показатели же энергии, с которой наносится удар, в общем смысле являются произведением силы F на длину пути /, т.е. с учётом формул (1) и (2) выражение для энергии примет вид:

E = Fl = mal = ml* d'v/dt       (3)

Поскольку масса или вес спортсмена - величина постоянная, а длину траектории нанесения удара условно также можно считать постоянной, то становится очевидным, что показатели энергии наносимого удара в первую очередь зависят от ускорения звеньев кинематической цепи, т.е. в общем - от быстроты выполнения движения.

Целенаправленное развитие скоростно-силовых способностей, так называемой взрывной силы, является основой для совершенствования механизма максимальных усилий в кратчайшее время в процессе отталкивания от поверхности и мышечной тяги во время выполнения двигательных действий [1, 2]. Именно выполнение максимального мышечного усилия в минимально возможный промежуток времени способствует развитию наибольших ускорений во время выполнения соревновательных движений.

В свете сказанного можно утверждать, что показатели в прыжке в длину с места и показатели энергии удара хай - кика - t3=3.48 при Р<0.01 и t6=2.88 при Р<0.05 соответственно, которые по окончании педагогического эксперимента оказались достоверно выше в экспериментальной группе, являются следствием целенаправленного развития скоростных и скоростно-силовых способностей в указанной группе в течение эксперимента.

Таким образом, результаты проведённого исследования наглядно показали необходимость и эффективность целенаправленного развития координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий кикбоксингом. При этом необходимо отметить, что развитие координационных способностей имеет преимущественную направленность, в то время как скоростные и скоростно-силовые способности в указанном возрасте должны развиваться по мере необходимости.

Выводы.

1.      Занятия кикбоксингом можно начинать с 6-7 и даже с 5 лет, не смотря на то, что оптимальным возрастом для начала занятий является возраст - 10 лет.

2.      Основной целью тренировочного процесса детей младшего школьного возраста во время занятий кикбоксингом должно быть развитие необходимых двигательных способностей и воспитание психологических и моральных качеств личности ребёнка.

3.      Наиболее важными для развития являются координационные способности. Необходимость развития в первую очередь координационных способностей в младшем школьном возрасте обусловлена физиологическими и психологическими особенностями детей, а так же тем, что указанный возраст является сенситивным периодом для развития координационных способностей.

4.      Не смотря на то, что возраст 7-10 лет не является сенситивным периодом для развития скоростно-силовых способностей, практика кикбоксинга предъявляет особые требования к совершенствованию указанных способностей. В связи с этим в тренировочный процесс необходимо включать упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и вводить подобные упражнения в объёме необходимого минимума.

5.      При разработке методики тренировочного процесса в кикбоксинге для детей младшего школьного возраста основополагающим должен быть принцип, согласно которому тренировка детей указанного возраста является подготовительным этапом к началу более серьёзной подготовки к соревнованиям в старшем возрасте и поэтому должна быть относительно малоинтенсивной.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.       Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн. [3-е изд., стер.]. – М.: Модэк, МПСИ, 2008. – 688 с.

2.       Борисов А.В., Чигарев А.В., Михасев Г И. Биомеханика / А.В. Борисов, А.В. Чигарев, Г И. Михасев. М.: Издательство Гревцова, 2010. – 284 с.

3.       Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

4.       Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культур) / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.

5.       Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. 304 с.

6.       Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

7.       Селуянов В.И. Определение одарённостей и поиск талантов в спорте / Селуянов В.И., Шестаков М.П. М.: СпортАкадемПресс. 2000. – 111 с.

8.       Сивухин Д.В. Общий курс физики / Д.В. Сивухин. – [Уч. пособие для вузов]. В 5 т. Т. I. Механика. 4-е изд., стереот. – М.: ФИЗМАТЛИТ; Изд-во МФТИ, 2005. – 560 с.

9.       Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб : [учебник]. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

10.   Туманян Г.С., Гожин В.В. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности / Туманян Г.С., Гожин В.В. Часть П. Кн.4. Тренировочная деятельность. – М.: Советский спорт, 2000. 48 с.


 

Подано до редакції  14.03.12

_____________