УДК. 373.37.012.6. 37.013.2. 61:796/799

Л. В. Буцкая, О. Ю. Лускань, С. В. Шалда

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНЬЕМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

На основе полученных данных, о физическом состоянии обследованных была обоснована и реализована программа повышения уровня здоровья при занятиях в воде у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: врачебный контроль, уровень физического здоровья, дети младшего школьного возраста, оздоровительное плавание.

 


Вступление. Одним из важнейших и действенных моментов противодействия снижению уровня здоровья детей, на протяжение обучения в школе, может стать разработка и внедрение новых методов и форм физического воспитания, учитывающих разный уровень физического здоровья у школьников, отнесенных к общей группе, начиная с младших классов. Особенно интересным представляется использование наработок, касающихся благоприятного влияния занятий в воде на организм человека (E. W. Hines [1999], Д. Ф. Мосунов [2001], М. И. Савченко [2004], Н. Ж. Булгакова [2005] и мн.др.), в частности на организм ребенка, особенно в контексте усовершенствования школьных уроков физического воспитания.

Цель исследования – изучить влияние занятий плаваньем на изменение уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста, оценить эффективность таких занятий.

Задачи исследования:

1. Исследовать основные аспекты влияния занятий в воде на физического и психическое здоровье детей младшего школьного возраста.

2. Определить необходимые и достаточные уровни физической нагрузки для детей младшего школьного возраста с разным уровнем физического здоровья при занятиях в воде.

3. Разработать комплексы физических упражнений в процессе занятий оздоровительным плаванием детей младшего школьного возраста.

4. Определить эффективность использованной программы занятий в водной среде в процессе физического воспитания младших школьников.

Методы исследований: нами были использованы следующие методы исследования теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; социологические исследования (проводились с целью изучения мотивов и интересов учащихся младших классов к физкультурно-оздоровительным занятиям в воде; для этих целей была разработана анкета, которая включала 15 вопросов); антропометрия (рост, масса тела, окружность грудной клети, ЖЕЛ, кистевая динамометрия); определялся уровень физического развития (по массо-ростовому индексу Кетле (ИК); состояние осанки (определялось путём выкопировки данных из медицинских карт школьников); клинико-физиологические (частота сердечных сокращений в состоянии относительного покоя; систолического и диастолического артериального давления по методике Н. С. Короткова; физической работоспособности, которую определяли по величине индекса Руфье, пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи); экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка некоторых показателей заболеваемости (количество острых случаев и дней, пропущенных по болезни); оценка физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости - на основе результатов выполнения двигательных тестов в сответствии с Государственной программой тестирования физической подготовленности).

Результаты и их обсуждение. Нами было проведено исследование с целью определения физического состояния детей младшего школьного возраста. В ходе исследования изучены соматометрические и соматоскопические характеристики детей 7–10 лет, разработана программа занятий в воде с детьми младшего школьного возраста. Сформирована основная группа (40 человек), которая принимала участие на всех этапах исследования, которое проводили на базе специализированного учебного комбината "Пролисок" Дарницкого района г. Киева. В исследовании приняло участие 205 детей 1–4 классов 7–10 лет (98 девочек и 107 мальчиков), в течение полугода было проведено 72 занятия. Был проведен подробный анализ современных литературных источников, изучены основные закономерности, определяющие развитие физкультурно-оздоровительных технологий в водной среде; определены цель, задачи, объект, предмет и программа исследования, отобраны и апробированы методы исследования, составлены анкеты и протоколы исследований, проведены анализ и систематизация полученных результатов.

Результаты анализа данных первичного обследования физического состояния позволили констатировать, что при изучении мотивации приоритет отдаётся занятиям в воде, при этом выявлено основное желание у детей - научиться плавать. Были установлены факторы, способствующие поддержанию устойчивой мотивации к занятиям в воде: бодрость и хорошее настроение после занятий.

Нами было исследовано эффективность физкультурно-оздоровительных занятий в воде у детей младшего школьного возраста. Предварительно проведено обоснование медицинского обеспечения занятий в воде. Факторами, определяющими содержание занятий, были: уровень физического здоровья, возраст, мотивы и интересы занимающихся.

Алгоритм действий по оздоровлению детей был следующим:

1. Проверка уровня здоровья, физической и плавательной подготовленности. 2. Комплектование групп по уровням физического здоровья. 3. Обеспечение медицинского сопровождения процесса оздоровления.

Упражнения подбирались так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивали необходимые физические качества и способствовали формированию правильной осанки.

При составлении программы оздоровления учитывалось следующее.

1. Для совершенствования и улучшения функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем были подобраны упражнения аэробного характера (ходьба на месте, различные передвижения по дну бассейна, различные виды бега, элементы синхронного плавания, игры в воде и др.).

2. Для коррекции осанки у детей были специально подобраны упражнения в воде для коррекции этих нарушений.

3. Для повышения уровня физической подготовленности совершенствовались физические качества специально подобранными упражнениями.

После проведенного курса оздоровительного плавания произошли существенные изменения в уровне здоровья занимающихся (табл. 1).


Таблица 1

Распределение школьников по уровням физического здоровья

до и после курса оздоровительного плавания, %

Уровни здоровья

Пол

Основная группа (n=40)

До

После

Низкий

м

76,19

14,28

д

63,15

21,05

Ниже среднего

м

23,80

23,80

д

31,6

36,8

Средний

м

4,8

42,8

д

5,26

47,36

Выше среднего

м

-

19,04

д

-

15,78

 

Примечания: м – мальчики; д – девочки

 


После проведенного курса плавания уровень физической подготовленности под влиянием занятий повысился. Достоверная улучшение показателей наблюдается в таких показателях как ловкость ("челночный" бег 4×9 м, с), сила (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) и скоростно-силовые показатели (прыжок в длину с места, см), а у девочек и гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя, см). После проведенного курса прослеживаются улучшение и показателей плавательной подготовленности (р<0,05). Таким образом, после завершения шестимесячного исследования эффективности оздоровительного плавания (72 занятия) отмечено повышение уровня здоровья младших школьников. Уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни, и количество случаев острой заболеваемости. Кроме того, у учащихся достоверно улучшились показатели физической подготовленности: ловкость, сила, скоростно-силовые качества и у девочек гибкость (р<0,05).

Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о позитивном влиянии физических нагрузок на воде на здоровье младших школьников, что позволило повысить показатели физического состояния (функциональные показатели, уровень физического здоровья, уровень физической и плавательной подготовленности).

Перспективы развития: заключаются в разработке методических рекомендаций по организации занятий на воде у детей младшего школьного возраста с учетом их уровня здоровья, что может быть использовано в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Антипкин Ю.Г. Эндоэкологическая диагностика здоровья: [методические рекоменд.] / Ю. Г. Антипкин, В. Г. Неделько, М. В. Курик. – К.: Украинский институт экологии человека, 2006. – 24 с.

2. Апанасенко Г.Л. Управление здоровьем как стратегия здравоохранения / Г.Л. Апанасенко // Материалы XV юбилейной международной научно-практической конференции "Спортивная медицина, лечебная физкультура и валеология". – О., 2010. – С. 13-16.

3. Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена / Л. Г. Апанасенко // Наука в олимпийском спорте. – 2000. – С. 56-60.

4. Аулик И. В. Определение работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.

5. Дубровский В. И. Экогигиена физической культуры и спорта: Руководство для спортивных врачей и тренеров / Дубровский В. И., Рахманин Ю.А., Разумов А.Н. – М., 2008. – 551 с.


Подано до редакції  19.03.12

_____________