УДК. 373.37.012.6. 37.013.2. 61:796/799
Л.
В. Буцкая, О. Ю. Лускань, С. В. Шалда
ВЛИЯНИЕ
ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНЬЕМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
На основе
полученных данных, о физическом состоянии обследованных была обоснована и реализована
программа повышения уровня здоровья при занятиях в воде у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: врачебный контроль, уровень физического здоровья, дети младшего школьного
возраста, оздоровительное плавание.
Вступление. Одним из важнейших и действенных
моментов противодействия снижению уровня здоровья детей, на протяжение обучения
в школе, может стать разработка и внедрение новых методов и форм физического
воспитания, учитывающих разный уровень физического здоровья у школьников, отнесенных
к общей группе, начиная с младших классов. Особенно интересным представляется
использование наработок, касающихся благоприятного влияния занятий в воде на
организм человека (E. W. Hines [1999], Д. Ф. Мосунов
[2001], М. И. Савченко [2004], Н. Ж. Булгакова [2005] и
мн.др.), в частности на организм ребенка, особенно в контексте усовершенствования
школьных уроков физического воспитания.
Цель исследования
– изучить влияние занятий плаваньем на изменение уровня физического
здоровья детей младшего школьного возраста, оценить эффективность таких
занятий.
Задачи
исследования:
1. Исследовать
основные аспекты влияния занятий в воде на физического и психическое здоровье детей
младшего школьного возраста.
2. Определить
необходимые и достаточные уровни физической нагрузки для детей младшего школьного
возраста с разным уровнем физического здоровья при занятиях в воде.
3. Разработать
комплексы физических упражнений в процессе занятий оздоровительным плаванием
детей младшего школьного возраста.
4. Определить
эффективность использованной программы занятий в водной среде в процессе физического
воспитания младших школьников.
Методы
исследований: нами были использованы следующие методы исследования
теоретический анализ и обобщение данных
научно-методической литературы; социологические исследования (проводились с
целью изучения мотивов и интересов учащихся младших классов к
физкультурно-оздоровительным занятиям в воде; для этих целей была разработана анкета,
которая включала 15 вопросов); антропометрия (рост, масса тела, окружность
грудной клети, ЖЕЛ, кистевая динамометрия); определялся уровень физического
развития (по массо-ростовому индексу Кетле (ИК); состояние осанки (определялось
путём выкопировки данных из медицинских карт школьников);
клинико-физиологические (частота сердечных сокращений в состоянии относительного
покоя; систолического и диастолического
артериального давления по методике Н. С. Короткова; физической
работоспособности, которую определяли по величине индекса Руфье, пробы с
задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи);
экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка некоторых показателей заболеваемости
(количество острых случаев и дней, пропущенных по болезни); оценка физических
качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости - на основе результатов выполнения
двигательных тестов в сответствии с Государственной программой тестирования физической
подготовленности).
Результаты и их обсуждение. Нами было проведено исследование с целью определения физического состояния детей младшего школьного возраста. В ходе исследования изучены соматометрические и соматоскопические характеристики детей 7–10 лет, разработана программа занятий в воде с детьми младшего школьного возраста. Сформирована основная группа (40 человек), которая принимала участие на всех этапах исследования, которое проводили на базе специализированного учебного комбината "Пролисок" Дарницкого района г. Киева. В исследовании приняло участие 205 детей 1–4 классов 7–10 лет (98 девочек и 107 мальчиков), в течение полугода было проведено 72 занятия. Был проведен подробный анализ современных литературных источников, изучены основные закономерности, определяющие развитие физкультурно-оздоровительных технологий в водной среде; определены цель, задачи, объект, предмет и программа исследования, отобраны и апробированы методы исследования, составлены анкеты и протоколы исследований, проведены анализ и систематизация полученных результатов.
Результаты анализа данных первичного обследования физического состояния позволили констатировать, что при изучении мотивации приоритет отдаётся занятиям в воде, при этом выявлено основное желание у детей - научиться плавать. Были установлены факторы, способствующие поддержанию устойчивой мотивации к занятиям в воде: бодрость и хорошее настроение после занятий.
Нами было исследовано эффективность физкультурно-оздоровительных занятий в воде у детей младшего школьного возраста. Предварительно проведено обоснование медицинского обеспечения занятий в воде. Факторами, определяющими содержание занятий, были: уровень физического здоровья, возраст, мотивы и интересы занимающихся.
Алгоритм действий по оздоровлению детей был следующим:
1. Проверка уровня здоровья, физической и плавательной подготовленности. 2. Комплектование групп по уровням физического здоровья. 3. Обеспечение медицинского сопровождения процесса оздоровления.
Упражнения подбирались так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивали необходимые физические качества и способствовали формированию правильной осанки.
При составлении программы оздоровления учитывалось следующее.
1. Для совершенствования и улучшения функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем были подобраны упражнения аэробного характера (ходьба на месте, различные передвижения по дну бассейна, различные виды бега, элементы синхронного плавания, игры в воде и др.).
2. Для коррекции
осанки у детей были специально подобраны упражнения в воде для коррекции этих
нарушений.
3. Для повышения уровня физической подготовленности совершенствовались физические качества специально подобранными упражнениями.
После проведенного курса оздоровительного плавания
произошли существенные изменения в уровне здоровья занимающихся (табл. 1).
Таблица 1
Распределение
школьников по уровням физического здоровья
до и после курса
оздоровительного плавания, %
Уровни здоровья |
Пол |
Основная группа (n=40) |
|
До |
После |
||
Низкий |
м |
76,19 |
14,28 |
д |
63,15 |
21,05 |
|
Ниже среднего |
м |
23,80 |
23,80 |
д |
31,6 |
36,8 |
|
Средний |
м |
4,8 |
42,8 |
д |
5,26 |
47,36 |
|
Выше среднего |
м |
- |
19,04 |
д |
- |
15,78 |
Примечания: м – мальчики; д – девочки
После проведенного курса плавания уровень физической подготовленности под влиянием занятий повысился. Достоверная улучшение показателей наблюдается в таких показателях как ловкость ("челночный" бег 4×9 м, с), сила (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) и скоростно-силовые показатели (прыжок в длину с места, см), а у девочек и гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя, см). После проведенного курса прослеживаются улучшение и показателей плавательной подготовленности (р<0,05). Таким образом, после завершения шестимесячного исследования эффективности оздоровительного плавания (72 занятия) отмечено повышение уровня здоровья младших школьников. Уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни, и количество случаев острой заболеваемости. Кроме того, у учащихся достоверно улучшились показатели физической подготовленности: ловкость, сила, скоростно-силовые качества и у девочек гибкость (р<0,05).
Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о позитивном влиянии физических нагрузок на воде на здоровье младших школьников, что позволило повысить показатели физического состояния (функциональные показатели, уровень физического здоровья, уровень физической и плавательной подготовленности).
Перспективы развития: заключаются в разработке методических
рекомендаций по организации занятий на воде у детей младшего школьного возраста
с учетом их уровня здоровья, что может быть использовано в процессе физического
воспитания детей младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипкин Ю.Г. Эндоэкологическая диагностика здоровья: [методические рекоменд.] / Ю. Г.
Антипкин, В. Г. Неделько, М. В. Курик. – К.: Украинский институт экологии
человека, 2006. – 24 с.
2. Апанасенко Г.Л. Управление здоровьем как стратегия здравоохранения / Г.Л. Апанасенко // Материалы XV юбилейной международной
научно-практической конференции "Спортивная медицина, лечебная физкультура
и валеология". – О., 2010. – С. 13-16.
3. Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена / Л. Г. Апанасенко // Наука в олимпийском спорте. –
2000. – С. 56-60.
4. Аулик И. В. Определение работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – М.:
Медицина, 1990. – 192 с.
5. Дубровский В. И. Экогигиена
физической культуры и спорта: Руководство для спортивных врачей и тренеров /
Дубровский В. И., Рахманин Ю.А., Разумов А.Н. – М., 2008. – 551 с.
Подано до редакції 19.03.12
_____________