УДК 79+796

А. В. Бутько, П. А. Абрамович

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

В статье рассматривается проблема совершенствования процесса физического воспитания на основе разработки рационального содержания и методики построения тренировочных заданий для повышения оздоровительной эффективности занятий.

Ключевые слова: учебный процесс, студент, профессиональная подготовка, развитие, нагрузка.

 


Введение. Прикладная физическая подготовка в высших учебных заведениях студентов творческих специальностей представляет собой один из видов специализированного процесса физического воспитания, направленного на развитие физических и психических качеств музыкантов, а так же на формирование двигательных умений и навыков, применительно к конкретным особенностям той или иной музыкальной профессии [1].

Исходя из этого, физическое воспитание студентов творческих специальностей помимо задач, определенных общевузовской программой, ставит дополнительно свои специфические задачи: воспитание физических качеств, особенно важных для конкретных музыкальных профессий; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактика профессиональных заболеваний; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, имеющих профессиональное значение; изучение особенностей профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей.

Программа по физическому воспитанию музыкантов, прежде всего, должна учитывать физиологические характеристики факторов, определяющих содержание видов труда музыкантов, рабочей позы, рабочим местом и двигательными возможностями человека, положением туловища, ног, рук и головы. Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей связана с большой нервно-психической нагрузкой, а высокая эмоциональность может привести к возникновению как общего, так и местного утомления и даже нервного перенапряжения.

Поэтому приоритетными задачами физического воспитания студенческой творческой молодежи будет являться направленность учебно-тренировочных занятий на сохранение и коррекцию здоровья, повышение функциональной и двигательной подготовленности, формирование здорового стиля жизни [2].

Для того чтобы физическое воспитание в вузе выполняло свои функции, то есть стало действенным средством укрепления здоровья и повышения физической подготовленности, основополагающими принципами должны являться его регулярность, достаточность и гибкая вариативность, отражающая специфику учебной работы и быта студентов.

В этой связи возникает необходимость совершенствования процесса физического воспитания на основе применения эффективных форм и методов организации учебно-тренировочных занятий студентов вуза, направленных на улучшение их физического состояния. Разработка наиболее эффективных средств во многом зависит от наличия объективной информации о физическом здоровье и функциональном состоянии студентов, благодаря которым можно определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся[3].

Анализ научно-методической литературы показал, что имеющиеся рекомендации по совершенствованию физических качеств у студентов имеют противоречивый характер. Методика физического воспитания в вузе, как правило, не учитывает индивидуальный уровень развития двигательных качеств, а также специфику учебно-трудовой деятельности студентов [4]. При разработке и планировании раздела профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкантов перед преподавателем физической культуры возникает множество вопросов. С целью совершенствования навыков исполнительского мастерства, развитие каких мышечных групп и каких физических качеств является приоритетным для каждой специализации? Какой объем и какая интенсивность нагрузки необходимы? Ответы на эти вопросы преподаватели ищут интуитивно [1, 5].

С учетом направленности учебно-тренировочного процесса интерес представляет проблема разработки конкретных средств физической подготовки, изложенных не в традиционном виде отдельных физических упражнений, а в новой, более прогрессивной организационно-методической форме представления содержания тренировочного процесса – стандартных тренировочных заданий. Значение задания определяется в зависимости от его места в ряду других заданий, а их организация во времени предопределяет целостность занятия.

Целью данного исследования являлась разработка рационального содержания и методики построения тренировочных заданий для повышения оздоровительной эффективности учебных занятий по физической культуре в условиях творческого вуза.

Достижение поставленной цели исследования осуществлялось путем решения следующей задачи:

- определить содержание и направленность процесса физического воспитания.

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: изучение и анализ литературных источников, педагогические наблюдения, метод педагогического тестирования, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Для определения состояния здоровья, уровня физической подготовленности и построения наиболее подходящей модели занятий физической культурой в сентябре 2010 года мы протестировали студентов, обучающихся на первом курсе факультета музыкального искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств.

С целью изучения текущего состояния физической подготовленности студентов и выявления динамики показателей, характеризующих ее, тестирование проводится два раза в год: один раз в осеннем и один раз в весеннем семестрах.

Повышение эффективности процесса физического воспитания следует искать не в прямом увеличении объемов нагрузки, а в оптимизации процесса тренировки за счет качественно новой организации занятий. На основании индивидуальных показателей физической подготовленности юношей и девушек нами были подобраны оптимальные физические нагрузки, средства и методы физического воспитания.

Учебный процесс осуществлялся на основе применения специально разработанных и каталогизированных стандартных тренировочных заданий с преимущественной направленностью на воспитание основных физических качеств, а важнейшим методическим приемом должен являться вариативный подход к применению.

Стандартизация разработанных и составленных в каталог тренировочных заданий в виде комплексов специально-подготовительных упражнений с преимущественной направленностью на воспитание основных двигательных качеств будет способствовать более целенаправленному их развитию и становлению рациональной техники. Вместе с тем, используя целевые установки на варьирование отдельных компонентов тренировочного задания, преподаватель имеет возможность дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей и текущего состояния занимающихся в условиях каждого учебно-тренировочного занятия. Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения позволяет снизить монотонность, увеличить диапазон целесообразных вариаций основного двигательного действия, создать условия к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности.

Первоначально были изучены более полутора тысяч упражнений и предлагаемые в литературных источниках комплексы упражнений, из которых для дальнейшей экспериментальной проверки на базе предварительно отобранных 450 упражнений были составлены 20 комплексов упражнений.

При апробации в условиях занятий определялась продолжительность выполнения каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, дозировка и количество повторений, длительность интервалов отдыха, качество выполнения упражнений, отношение студентов к работе и их самочувствие. Учитывались организационные особенности реализации предложенных комплексов, их преимущественная направленность на воспитание основных физических качеств.

Была использована обязательная форма физического воспитания – учебно-тренировочное занятие, имеющее традиционную структуру и проводимое с учетом требований, предъявляемых к урочной форме. Подготовительная и заключительная части занятий проходили по общепринятой структуре. Основная часть занятия была разделена на два блока.

Первый блок – обучающий. Основной задачей в этом блоке являлось изучение и совершенствование техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, а также элементов спортивных и подвижных игр.

Второй блок – оздоровительно-развивающий. Основной задачей в этом блоке являлось оптимизация функциональных возможностей организма занимающихся, развитие двигательных качеств.

В целях изучения динамики физического состояния занимающихся в конце учебного года (май 2011 г.) контрольные нормативы были приняты повторно. Анализ изменений средних показателей юношей и девушек по контрольным нормативам (таблица 1, 2) в течение учебного года показал, что у обследуемых студентов произошла положительная динамика роста показателей физической подготовленности.


Таблица 1

Показатели физической подготовленности девушек в течение учебного года

п/п

Контрольные нормативы

Начало учебного

года, М±m

Конец учебного

года, M± m

Прирост, %

1.

Челночный бег 4х9 м, сек.

11,01±0,07

10,72±0,06

2,71

2.

Бег 500 м, сек.

116,4±1,49

112,3±1,16

3,65

3.

Прыжок в длину с места, см.

166,5±1,57

169±2,08

1,48

4.

Поднимание и опускание туловища из

положения лежа на спине, кол-во раз

41,4±1,6

45,8±1,2

9,6

 

Таблица 2

Показатели физической подготовленности юношей в течение учебного года

п/п

Контрольные нормативы

Начало учебного

года, M± m

Конец учебного

года, M±m

Прирост,

%

1.

Челночный бег 4х9 м, сек.

10,38±0,05

10,08±0,04

2,97

2.

Бег 500 м, сек.

105,7±0,72

103,4±0,89

2,22

3.

Прыжок в длину с места, см.

192±1,08

199±1,75

3,52

4.

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

7,4±0,4

8,6±0,3

13,9

 


Таким образом, на основании представленных данных можно сделать вывод о том, что тренировочные задания, сгруппированные по своей преимущественной направленности на воспитание определенных физических качеств, способствуют более эффективному решению задач по улучшению здоровья и развитию физических и функциональных возможностей молодежи. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:

1. Теоретический анализ специальной научно-методической литературы и собственные данные подтверждают, что приоритетному использованию инновационных и рациональных средств, форм и методов физического воспитания студентов творческих специальностей не уделяется необходимого внимания. Это существенно ограничивает качество их двигательной и физической подготовленности для достижения профессионального мастерства, формирования и реализации основ здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья и высокой работоспособности.

2. Традиционные методы спортивной тренировки являются лишь базисом в физическом воспитании студентов. При этом преподаватель из простого носителя информации становится настоящим помощником студентам в процессе достижения ими физической подготовленности.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамович П.А. К вопросу о необходимости профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных специальностей творческих вузов / П. А. Абрамович, В. М. Сидоренко // Здоровый образ жизни – основа профессионального и творческого долголетия: мат-лы. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 29-30 янв. 2009 г. – Минск: ГУ "РУМЦ ФВН", 2009. – С. 4-6.

2. Бутько А. В. Оптимизация оздоровительной тренировки на занятиях по физической культуре в творческом вузе / А.В. Бутько, П.А. Абрамович // Здоровье для всех: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Пинск, 19-20 мая 2011. – Пинск: ПолесГУ, 2011. – С. 6-9.

3. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: уч. пособие / М. Я. Виленский,              А. Г. Горшков. – Москва: Гардарики, 2007. – 218 с.

4. Григорович Е. С. Физическая культура / Е.С. Григорович, В. А. Переверзев. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 224 с.

5. Толкачева И. Т. Влияние физической нагрузки на динамометрию рук музыкантов / И. Т. Толкачева // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №6. – С. 51-55.


 

Подано до редакції  19.03.12

_____________