УДК 373.3:371.487

А. А. Ткачук, Н. Н. Ушнурцева

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

В статье анализируются методологические основы разработки педагогической модели поликультурного воспитания в процессе преподавания изобразительного искусства и результаты ее опытной проверки в ряде общеобразовательных учебных заведений Приднестровья. Продемонстрирована эффективность внедрения этой модели в практику учебно-воспитательной работы среди учащихся.

 


Образование представляет собой двуединый процесс познания свойств окружающих вещей и интериоризации учащимися социально-нравственных норм как условий и разумных ограничений выбора человеком целей и средств жизнедеятельности. Однако в современной школе, по признанию многих исследователей (Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова) преобладает когнитивно-инфор-мационный компонент часто в ущерб социокультурному и эмоционально-ценностному.

Огромным, (еще недостаточно осознанным педагогами) потенциалом обладает поликультурное художественное воспитание. С целью проверки этой гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент на базе городских и сельских школ Приднестровья.

Методологическую и методическую основу эксперимента составила гипотетическая проективно-технологическая модель поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства (схема 1). Цель экспериментальной модели – формирование поликультурной личности учащегося, адаптированной к жизнедеятельности в социокультурной среде. Реализовалась она посредством решения следующих задач:

·   расширения знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента;

·   пробуждение интереса к художественному творчеству других народов;

·   утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения.

При этом главными требованиями педагогического подхода к учащемуся выступали учет уже сформировавшихся у него личных качеств личности, которые понадобятся ей в жизни для успеха и выполнения социальных функций, а именно:

ü доброжелательность и дружелюбие;

ü восприятие представителей различных национальностей и этнических групп с гуманистических позицией;

ü установление добрососедских отношений с разными этническими группами, проживающих в одном государстве или в данном регионе.

Поликультурное воспитание рассматривалось как целенаправленный процесс первичной социализации личности, ориентированной на активную жизнедеятельность в полиэтническом социуме, что потребовало соблюдения следующих принципов педагогики:

принципа природосообразности – соответствия содержания и направленности воспитания ребенка его естественным индивидуальным и возрастным способностям, содействия развитию его самостоятельности в выборе объекта познания, в его суждениях о смыслах художественных произведений;

принципа поликультурности – равноуважительного отношения к культурным ценностям всех социальных общностей людей, в том числе и национально-этнических категорий;

принципа диалогизма во взаимодействии культур в процессе равносубъктного коммуникативного дискурса как основного средства утверждения норм общечеловеческого взаимопонимания и сотрудничества;

деятельно-творческого подхода, обеспечивающего имманентную связь в учебно-воспитательном процессе репродуктивно-эстетического и инновационно-художественного начал;

принципа личностно-ориентированной воспитательной деятельности учителя, проникнутой заботой о развитии способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и уже сложившейся ориентации в мире социально-культурных, в том числе этнических ценностей, воспринимаемых от родителей, из ближайшего окружения;

принципа культуросообразности, соответствующего взаимообогащению и развитию национально-этнических традиций, обычаев, духовных ценностей региона, страны;

принципа доступности, предполагающего учет индивидуально-возрастных характеристик социально-психологического восприятия учащимися воспитательных средств и учебного материала, соблюдение учителем последовательности в своих требованиях к ним;


Схема 1. Модель поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства

 


принципа ценностно-смысловой направленности, нацеливающего на систематическое использование программного материала для формирования гуманистического отношения школьников ко всем людям, независимо от этнической принадлежности; для духовного обогащения личности в каждом ученике на базе социально-психологической установки культурного релятивизма.

Положенные в основу исследования принципы были реализованы в соответствии с главными функциями поликультурного воспитания: образовательной, социально-ориентирующей, адаптивной, культурологической, как показано в представленной ниже модели. Реализация образовательной функции представляет собой ознакомление учащихся с образцами, символами-знаками художественного творчества, народного и декоративно-прикладного искусства разных этнических общностей, выявление их специфики и сходных черт, развитие интереса к духовной жизни всех народов.

Социально-ориентирующая функция направлена на формирование высоконравственной гуманистически настроенной личности, расположенной к благоприятному и успешному обучению и сотрудничеству с представителями всех национальностей.

Адаптационная функция, или приспособление индивида к жизнедеятельности в реальной полиэтнической среде. Изучение искусств разных народов расширяет возможности самовыражения и самореализации личности, достижения престижного социально-психологического статуса в любом поликультурном сообществе.

Культурологическая функция поликультурного воспитания на уроках изобразительного искусства реализуется посредством: систематического ознакомления учащихся с художественным творчеством многих национально-этнических групп, интериоризации духовного богатства своей родной культуры и через нее вхождения в мировую культуру.

Экспериментальное моделирование главных функций поликультурного воспитания основывалось на применении методов, классифицированных по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), в том числе объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения материала, частично-поискового и исследовательского освоения учебного материала на уроках изобразительного искусства.

Используя объяснительно-иллюстративный метод, учитель демонстрирует репродукцию картины художников, объясняет замысел и способы передачи его в красках и образах. Репродуктивный метод, основанный на передаче информации учителем и воспроизведении ее учениками, отвечающими на вопросы, позволяет изучить и запомнить значительное количество сведений из мира искусства. После этого становится возможным применение частично-поискового (эвристического) метода, когда часть информации о художественном произведении сообщает учитель, рассказывая о художнике, его жизни, деятельности, а ученикам предлагает назвать тему, основную идею картины, с помощью каких средств автор их выражает.

Структурная модель поликультурного воспитания включает в себя средства и формы воспитания, где средство является инструментарием материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: ознакомление с художественным творчеством разных народов: общение с представителями профессионального и народного художественного творчества; репродуктивно-художественная деятельность учащихся.

Формы поликультурного воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта; к ним относятся беседы, походы, экскурсии в музеи, на выставки, в художественные мастерские.

Успешное использование этих методов поликультурного воспитания в процессе преподавания изобразительного искусства возможно при наличии определенных объективных условий, как в самой школе, так и в ее социальном окружении. В целом, условие – это обстоятельство, от которого зависит воспитание, обстановка, в которой происходит воспитание. Следовательно, педагогические условия – это те составные части или характеристики среды, при которых происходит развитие и воспитание.

Опираясь на вышеизложенные положения, вытекающие из анализа проблемы поликультурного воспитания младших школьников, мы можем утверждать, что формирование поликультурной личности учащегося будет успешным при наличии в учебно-воспитательном процессе следующих условий: создание культурно-эстетической среды в школе, а именно эстетическое оформление интерьера школы, класса, вестибюлей, рекреаций, кабинетов; развитие интереса младших школьников к изучению изобразительного искусства разных народов; воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности; обучение младших школьников языку изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств разных народов; систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость на разные стили и мотивы, характерные для отдельных народов; целенаправленный отбор для ознакомления произведений изобразительного искусства разных народов; активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдение, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей, характерных для каждого этноса; введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач, связанных с освоением разных стилей и символического языка отдельных народов.

В нашу модель заложены три типа критериев, позволяющих в определенной степени оценивать эффективность поликультурного воспитания: уровень поликультурной коммуникации; степень национально-региональной самоидентификации учащихся; уровень знаний в области художественного творчества разных народов.

Рассмотрев все составляющие компоненты предложенной нами модели "Поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства", мы подходим к следующей задаче нашего исследования: выявить эффективность модели на практике в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, на уроках изобразительного искусства, обучение в которых осуществляется на русском, молдавском и украинском языке.

Рисование с натуры на заданные темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве, составляющие основное содержание этих уроков при целенаправленном подборе учебного материала, способствовали не только освоению художественной грамотности, приобретению навыков изобразительного творчества, но и содействовали формированию поликультурной личности учащихся. Зарисовки с натуры пейзажей родного края, иллюстрирование сюжетов народных сказок и литературных произведений писателей, представляющих разные национальности, изучение народного и декоративного искусства и национальных орнаментов, их символики на занятиях и во внеурочное время, посещение тематических выставок и встречи с профессиональными художниками и народными умельцами обеспечивали приобщение учащихся к изобразительному искусству. Начиная оценивать жизнь и творчество других людей (реальных и изображаемых в произведениях) и себя в плане эстетических и нравственных критериев, учащиеся стали глубже осознавать культуру как нечто важное и необходимое, представляющую общечеловеческое и национальное духовное достояние.

Разработанная нами модель поликультурного воспитания в отдельных школах была встречена с опасением: не пробудит ли новая методика чрезмерного обострения интереса учащихся к национальному вопросу и, следовательно, не послужит ли она конфликтогенной почвой в процессе межнационального общения в школе.

Анализ степени готовности школьников к межнациональной коммуникации показал, что эти опасения оказались безосновательными. До эксперимента – монокультурной ориентации при выборе друга (партнера по досугу) – придерживались (по данным теста) 46,1%, в том числе в городских экспериментальных классах 45,6%, в контрольных – 46,8%. В сельских школах монокультурной ориентации придерживались в экспериментальных классах – 57,6 и 60,1% в контрольных.

Анализ сочинений школьников по фокусированному плану, концентрировавшему их внимание на идейно-содержательных, эмоциональных и художественных ценностях картин, показал определенные подвижки в характере восприятия образцов изобразительного искусства. В начале внедрения новой методики в экспериментальных классах 22,8% сочинений были отнесены к высокому уровню, т. е. содержали достаточно полные ответы на все пункты плана, то на итоговом этапе высокую оценку получили – 37,8%: число высоких оценок возросло на 15%, а низких уменьшилось почти на 15%.

Ознакомление учащихся младших классов с произведениями изобразительного искусства и детское художественное творчество дают учителю возможности для: воспитания глубокого уважения к многонациональному народу своей страны, любви к Отечеству, понимания и признания особенностей культуры и вероисповеданий народов мира; ориентации на общечеловеческие гуманистические нравственные ценности; эмоционального воспитания учащихся, способность сопереживать, сострадать и радоваться за окружающих их людей.


 

Подано до редакції 06.01.12

_____________