УДК 373.2

Э. А. Музенитова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО

МИРООТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

В статье рассматриваются культуросообразные технологии воспитания толерантного мироотношения у дошкольников (игра, диалог, проблемные ситуации, продуктивное творчество), способствующие приобретению опыта конструктивно толерантного отношения к миру.

Ключевые слова: ребенок-дошкольник, толерантное мироотношение, культуросообразные технологии.

 


В настоящее время образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного, "человека культуры" [2].

В нашем исследовании мы опирались на основные требования к развивающим технологиям: ориентированность на индивидуальное развитие ребёнка; на интеграцию двигательного, игрового и речевого способов познания мира; на последовательность и определенность в использовании на различных ступенях дошкольного образования; к построению познавательной деятельности дошкольников: культурно-историческая логическая обусловленность процесса познания мира; последовательность в постижении целостности мира от мифопоэтического понимания его как живого, чувствующего, равного партнера по общению, философского осмысления явлений мира к научному, рациональному, доказуемому представлению о реальной действительности [6].

Целостность нашей культуросообразной технологии обусловлена пониманием детства как особого периода, в котором развитие ребёнка осуществляется всестороннее, гармоничное, когда мир он воспринимает целостно, нерасчлененно. Мы опирались на положения о том, что детство является периодом амплификации, то есть наращивания и накопления опыта за счет освоения ребёнком разнообразных действий, способов познания мира и изменения его. Основным видом деятельности, в котором происходит социализация ребёнка, освоение нравственных и культурных ценностей, осуществляется непроизвольное познание мира, является игровая деятельность. Она представляет собой синтезированный феномен, поскольку включает в себя и реальные, и игровые отношения, ролевую позицию и реальный образ; предметы-заместители и воображаемые ситуации, которые ребёнок создает по собственному представлению об окружающем мире [6].

Игра как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника обусловливает формирование и совершенствование управления поведением на основе ориентировочной деятельности [9]. Отношение к миру в игровом пространстве имеет символический характер; опирается на формулы, которые знакомы ребёнку из сказок, поговорок, пословиц; имеет характер бриколажа, проявляя те способы выражения какого-либо отношения, которые соответствуют ситуации. Значение игры заключается в том, что именно в ней ребёнок воспроизводит, имитирует, апробирует отношения, воспринятые из реальности.

Играя, ребёнок учится управлять своими чувствами, эмоциями, возрастает его способность к саморегуляции, которая осуществляется за счет самоосмысления, что является как бы пограничным этапом, соединяющим эмоции и сознание человека. Нами использовались игры, позволяющие включить в процесс саморегуляции образно-метафорическое мышление.

Дидактические игры активизируют этико-философские знания, входящие как необходимая составляющая в процесс постижения фольклора. Освоение в игре норм и правил, динамичность образов, требуют активной деятельности мышления ребенка через ценностное сознание. Воспитание толерантного мироотношения, выделяющего ценностно-смысловые ориентиры, заложенные в фольклоре разных народов и отражающие общечеловеческие ценности, следует рассматривать как важнейшее условие формирования действенных гуманных взаимоотношений дошкольников в условиях поликультурного пространства.

Игровые технологии реализуют следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение правил общения в поликультурном пространстве); самореализации в игре как тренинге различных способов толерантного взаимодействия в природе, социуме и культуре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в детских видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения детей); коррекции: (внесение позитивных изменений в мироотношение ребёнка); межкультурной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); экологизации (освоение правил взаимодействия в природе).

Как отмечает И.Э. Куликовская, среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия свободного развития личности, игра – наиболее доступное каждому педагогу средство, так как это свободная, не знающая границ деятельность, позволяющая ему включаться в ход игры на праве принятой роли и демонстрировать детям образцы и нормы взаимоотношений, учитывающих действие диалектических категорий и законов, таких как переход количества в качество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания [6]. Ребёнок постепенно овладевает все более сложным "языком" игры – общими способами её осуществления (условным символическим действием, ролевым взаимодействием, построением частей сюжета как целого), увеличивающими свободу реализации его собственных замыслов. Возможность успешного овладения достижениями материальной и духовной культуры заложена в процесс общения в пространстве игры, где ребёнок познает мир как целостность и себя как его часть.

В диалоговых технологиях была реализована такая онтологическая характеристика фольклора как бриколаж. Бриколаж заключался в калейдоскопичности реализации тех или иных способов мироотношения: изменение ситуации вызывало изменение способа мироотношения при его общей позитивной модальности.

Диалог, с точки зрения М.М. Бахтина, есть способ взаимодействия сознаний разных людей [1]. Фольклорное содержание диалогов обеспечивает синхронизацию и когерентность их результатов. Психологическим проявлением удавшегося общения является возникновение чувства умиротворения и радости. Поскольку эти чувства обнаруживаются яснее всего в ситуациях общения носителей различных культур, мы использовали различные диалоги в процессе воспитания толерантного мироотношения дошкольников. Диалог оценивается учёными как эффективный, "на основании возникающего у его участников в процессе общения чувства гармонии мира и своей гармонии с миром, появляющегося в результате общего ритма, общих хронографических параметров дискурса, единства коммуникативной стратегии и тактики, культуроспецифических и определённых общим культурным контекстом особенностей использования средств непрямого информирования и других средств установления когерентного дискурса" [1].

По образному выражению Х.Г. Гадамера, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой" [4]. Многократное зеркальное удвоение обоюдности вступающих в диалог партнёров, задаёт ситуацию тотального квазидиалога, в котором вступают в диалог взаиморезонирующие параллельные Я (другой человек, герой сказки, природный объект, явление), каждое из которых возможно лишь как оборотная сторона возможности быть Другим для другого Я. В таком квазидиалоге возникает пространство "своего", "понимаемого" и "понимающего" мира, а значит и толерантного мироотношения. Условно адекватный перевод с одного культурного языка на другой является механизмом интеграции, который создаёт общность знаков, символов, ценностей различных партнёров по диалогу или квазидиалогу [5].

В квазидиалоге ребёнок ведёт беседу с другими людьми, объектами и явлениями природы, предвосхищая их вопросы, на них же отвечая. Квазидиалоги естественно присутствуют в речи ребёнка, так как его мироотношение базируется на мифопоэтическом мировосприятии, видении мира как живого партнёра по общению.

Необходимость диалога как технологии воспитания толерантного мироотношения ребёнка объясняется возникновением в нём понимания на границе встречи двух сознаний или сознания и квазисубъекта общения. Смысл актуализируется только в соприкосновении с иным, другим смыслом. Данное положение является для нас особенно важным, так как познание фольклора, ценностей, отраженных в нем, сливается со смыслообразованием. Постижение фольклора есть встреча сознаний ребёнка и автора (народа), результатом этой встречи является творение нового смысла. Это подтверждается и мыслью В.Т. Фоменко о том, что построение учебно-воспитательного процесса наиболее продуктивно на диалогической основе [8].

В проблемных ситуациях демонстрировались определённые качества, а также достижения в регуляции своего отношения к миру. Детям предлагалось разрешить проблемы, имеющие индивидуально-личностный, социокультурный или экологический характер. Выбор проблемной ситуации в качестве технологии развития толерантного мироотношения обусловлен пониманием её как условия возникновения отношения на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных способов выражения своего отношения) приводит к появлению потребности в изменении своего отношения для разрешения возникшего противоречия. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является вопрос педагога о причинах возникшей трудности, о том, какие чувства вызывает затруднение, способствуют ли они разрешению проблемы и т.п. Отвечая на эти вопросы, ребёнок приходит к продуктивному пониманию необходимости изменения своего отношения к ситуации и выбору других способов выражения этого отношения.

Продуктивная, творческая деятельность (изобразительная, конструктивная) избрана технологией развития толерантного мироотношения детей в связи с тем, что она обеспечивает обогащение и перестройку психических свойств и способностей ребёнка, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам) благодаря выражению чувств и эмоций, отражающих отношение к миру. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются разнообразные способы отношения к самому себе, природе, другим людям и культуре, приобретая практическую направленность. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления, чувственно-волевой и личностной сферы. В этих видах деятельности дети учились устанавливать ассоциативные связи между различными субъектами и явлениями окружающего мира, изменять своё эмоциональное состояние, отношение к миру благодаря целостной картине мира, выявлению разнообразных взаимосвязей мира.

Воспитание толерантного мироотношения ребёнка в нашем исследовании происходит благодаря введению детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения. При таком подходе развитие воображения и основанной на нем системы творческих (культуротворческих) способностей приобретает значение ведущей линии воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Здесь это является основным способом достижения базисного уровня детского развития, гарантом полноценного вхождения ребенка в проблемный мир общечеловеческой культуры.

Ключевым показателем сформированности у ребенка специфически человеческого видения мира В.Т. Кудрявцев предлагает рассматривать способность к его осмысленному восприятию, что проявляется в способности к созданию художественного изображения как материализованного способа воображения и мышления посредством формы, цвета, перспективы [7]. При этом культура перестает быть "внешней средой", в которой должен адаптироваться ребенок. Она превращается в естественный орган жизнедеятельности ребенка, которым ему предстоит творчески овладеть, – точно так же, как он овладевает своей телесностью. Отношение ребенка к культуре – всегда персонифицированной в образе значимого взрослого (родителя, педагога) – оборачивается его отношением к самому себе и своим возможностям. Это позволяет интерпретировать развитие мироотношения ребенка как изначально самоустремленный творческий процесс [7].

Продуктивное творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта. В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных, способностей личности.

Продуктивное творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых изобретений и открытий многообразия мира. Яркие положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде художественного творчества. Искусство и аккумулированный в нем потенциал воображения являются не просто "общественной техникой чувств", а содержат в себе механизм порождения "вершинных" родовых человеческих переживаний [3]. С этой точки зрения перспективной представляется разработка эстетических инструментов культурного оформления детского опыта, которые обеспечивают развитие воображения и творчества.

Таким образом, при разработке культуросообразных технологий мы опирались на теоретические положения о характеристиках детства: игра, сказка, движение и творчество. Технологии представляли собой взаимосвязанную целостность, формирующуюся на основе единства целей, задач, педагогических действий и полученного результата. Они рассматриваются как два взаимосвязанных компонента: диагностического и развивающего. Реализация данной технологии способствует осознанию ребёнка единства своего существования и окружающего мира, формированию целостной картины мира в его сознании.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: ежегодник. – М., 1986.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.

3. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

4. Гадамер Х.Г. Истина и метод (основы философской герменевтики) / Х.Г. Гадамер. – М., 1988.

5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.

6. Куликовская И.Э. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира /  И.Э. Куликовская, P.M. Чумичева. – М.: Педагогическое общество России. – 2004.

7. Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, T.B. Школяр // Известия РАО. – 2001. – №4. – С. 4-64.

8. Фоменко В.Т. Системный обзор современных образовательных технологий / В.Т. Фоменко // Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. – Ростов н/Д, 1996.

9. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребёнка дошкольника. В кн.: Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1966. – С. 254-292.


 

Подано до редакції 16.01.12

_____________