УДК 373.2
Э. А. Музенитова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО
МИРООТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются
культуросообразные технологии воспитания толерантного мироотношения у
дошкольников (игра, диалог, проблемные ситуации, продуктивное творчество),
способствующие приобретению опыта конструктивно толерантного отношения к миру.
Ключевые слова:
ребенок-дошкольник, толерантное мироотношение,
культуросообразные технологии.
В настоящее время образование рассматривается как средство
безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ
саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в
образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется
новый идеал человека образованного, "человека культуры" [2].
В нашем исследовании мы опирались на основные требования к
развивающим технологиям: ориентированность на индивидуальное развитие ребёнка;
на интеграцию двигательного, игрового и речевого способов познания мира; на
последовательность и определенность в использовании на различных ступенях
дошкольного образования; к построению познавательной деятельности дошкольников:
культурно-историческая логическая обусловленность процесса познания мира;
последовательность в постижении целостности мира от мифопоэтического понимания
его как живого, чувствующего, равного партнера по общению, философского
осмысления явлений мира к научному, рациональному, доказуемому представлению о
реальной действительности [6].
Целостность нашей культуросообразной технологии обусловлена
пониманием детства как особого периода, в котором развитие ребёнка
осуществляется всестороннее, гармоничное, когда мир он воспринимает целостно,
нерасчлененно. Мы опирались на положения о том, что детство является периодом амплификации,
то есть наращивания и накопления опыта за счет освоения ребёнком разнообразных
действий, способов познания мира и изменения его. Основным видом деятельности,
в котором происходит социализация ребёнка, освоение нравственных и культурных
ценностей, осуществляется непроизвольное познание мира, является игровая деятельность.
Она представляет собой синтезированный феномен, поскольку включает в себя и
реальные, и игровые отношения, ролевую позицию и реальный образ; предметы-заместители
и воображаемые ситуации, которые ребёнок создает по собственному представлению
об окружающем мире [6].
Игра как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника обусловливает
формирование и совершенствование управления поведением на основе ориентировочной
деятельности [9]. Отношение к миру в игровом пространстве имеет символический характер;
опирается на формулы, которые знакомы ребёнку из сказок, поговорок, пословиц;
имеет характер бриколажа, проявляя те способы выражения какого-либо отношения,
которые соответствуют ситуации. Значение игры заключается в том, что именно в
ней ребёнок воспроизводит, имитирует, апробирует отношения, воспринятые из
реальности.
Играя, ребёнок учится управлять своими чувствами, эмоциями, возрастает его способность к саморегуляции, которая осуществляется за счет самоосмысления, что является как бы пограничным этапом, соединяющим эмоции и сознание человека. Нами использовались игры, позволяющие включить в процесс саморегуляции образно-метафорическое мышление.
Дидактические игры активизируют этико-философские знания, входящие как необходимая составляющая в процесс постижения фольклора. Освоение в игре норм и правил, динамичность образов, требуют активной деятельности мышления ребенка через ценностное сознание. Воспитание толерантного мироотношения, выделяющего ценностно-смысловые ориентиры, заложенные в фольклоре разных народов и отражающие общечеловеческие ценности, следует рассматривать как важнейшее условие формирования действенных гуманных взаимоотношений дошкольников в условиях поликультурного пространства.
Игровые технологии реализуют следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение правил общения в поликультурном пространстве); самореализации в игре как тренинге различных способов толерантного взаимодействия в природе, социуме и культуре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в детских видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения детей); коррекции: (внесение позитивных изменений в мироотношение ребёнка); межкультурной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); экологизации (освоение правил взаимодействия в природе).
Как отмечает И.Э. Куликовская, среди всех педагогических
технологий, создающих наиболее благоприятные условия свободного развития
личности, игра – наиболее
доступное каждому педагогу средство, так как это свободная, не знающая границ
деятельность, позволяющая ему включаться в ход игры на праве принятой роли и
демонстрировать детям образцы и нормы взаимоотношений, учитывающих действие
диалектических категорий и законов, таких как переход количества в качество,
единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания [6]. Ребёнок постепенно
овладевает все более сложным "языком" игры – общими способами её
осуществления (условным символическим действием, ролевым взаимодействием,
построением частей сюжета как целого), увеличивающими свободу реализации его
собственных замыслов. Возможность успешного овладения достижениями материальной
и духовной культуры заложена в процесс общения в пространстве игры, где ребёнок
познает мир как целостность и себя как его часть.
В диалоговых технологиях
была реализована такая онтологическая характеристика фольклора как бриколаж.
Бриколаж заключался в калейдоскопичности реализации тех или иных способов
мироотношения: изменение ситуации вызывало изменение способа мироотношения при
его общей позитивной модальности.
Диалог, с точки зрения М.М.
Бахтина, есть способ взаимодействия сознаний разных людей [1]. Фольклорное
содержание диалогов обеспечивает синхронизацию и когерентность их результатов. Психологическим
проявлением удавшегося общения является возникновение чувства умиротворения и
радости. Поскольку эти чувства обнаруживаются яснее всего в ситуациях общения
носителей различных культур, мы использовали различные диалоги в процессе
воспитания толерантного мироотношения дошкольников. Диалог оценивается учёными
как эффективный, "на основании возникающего у его участников в процессе
общения чувства гармонии мира и своей гармонии с миром, появляющегося в результате
общего ритма, общих хронографических параметров дискурса, единства
коммуникативной стратегии и тактики, культуроспецифических и определённых общим
культурным контекстом особенностей использования средств непрямого
информирования и других средств установления когерентного дискурса" [1].
По образному выражению Х.Г. Гадамера, "игра речей
и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой" [4].
Многократное зеркальное удвоение обоюдности вступающих в диалог партнёров, задаёт
ситуацию тотального квазидиалога, в котором вступают в диалог
взаиморезонирующие параллельные Я (другой человек, герой сказки, природный
объект, явление), каждое из которых возможно лишь как оборотная сторона
возможности быть Другим для другого Я. В таком квазидиалоге возникает
пространство "своего", "понимаемого" и "понимающего"
мира, а значит и толерантного мироотношения. Условно адекватный перевод с
одного культурного языка на
другой является механизмом интеграции, который создаёт общность знаков, символов,
ценностей различных партнёров по диалогу или квазидиалогу [5].
В квазидиалоге ребёнок ведёт беседу с другими людьми, объектами и явлениями природы, предвосхищая их вопросы, на них же отвечая. Квазидиалоги естественно присутствуют в речи ребёнка, так как его мироотношение базируется на мифопоэтическом мировосприятии, видении мира как живого партнёра по общению.
Необходимость диалога как
технологии воспитания толерантного мироотношения ребёнка объясняется
возникновением в нём понимания на границе встречи двух сознаний или сознания и
квазисубъекта общения. Смысл актуализируется только в соприкосновении с иным,
другим смыслом. Данное положение является для нас особенно важным, так как
познание фольклора, ценностей, отраженных в нем, сливается со смыслообразованием.
Постижение фольклора есть встреча сознаний ребёнка и автора (народа), результатом
этой встречи является творение нового смысла. Это подтверждается и мыслью В.Т.
Фоменко о том, что построение учебно-воспитательного процесса наиболее
продуктивно на диалогической основе [8].
В проблемных ситуациях демонстрировались определённые качества, а также достижения в регуляции своего отношения к миру. Детям предлагалось разрешить проблемы, имеющие индивидуально-личностный, социокультурный или экологический характер. Выбор проблемной ситуации в качестве технологии развития толерантного мироотношения обусловлен пониманием её как условия возникновения отношения на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных способов выражения своего отношения) приводит к появлению потребности в изменении своего отношения для разрешения возникшего противоречия. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является вопрос педагога о причинах возникшей трудности, о том, какие чувства вызывает затруднение, способствуют ли они разрешению проблемы и т.п. Отвечая на эти вопросы, ребёнок приходит к продуктивному пониманию необходимости изменения своего отношения к ситуации и выбору других способов выражения этого отношения.
Продуктивная, творческая деятельность (изобразительная, конструктивная)
избрана технологией развития толерантного мироотношения детей в связи с тем,
что она обеспечивает обогащение и перестройку психических свойств и
способностей ребёнка, в непроизвольной форме способствует психологической
комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам) благодаря выражению
чувств и эмоций, отражающих отношение к миру. В продуктивной деятельности
значительно быстрее формируются разнообразные способы отношения к самому себе,
природе, другим людям и культуре, приобретая практическую направленность.
Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления, чувственно-волевой
и личностной сферы. В этих видах деятельности дети учились устанавливать ассоциативные
связи между различными субъектами и явлениями окружающего мира, изменять своё
эмоциональное состояние, отношение к миру благодаря целостной картине мира, выявлению
разнообразных взаимосвязей мира.
Воспитание толерантного мироотношения ребёнка в
нашем исследовании происходит благодаря введению детей в мир человеческой
культуры через ее открытые проблемы, где продуктивное воображение становится
ведущим механизмом культуроосвоения. При таком подходе развитие воображения и
основанной на нем системы творческих (культуротворческих) способностей
приобретает значение ведущей линии воспитательной работы в дошкольных
учреждениях. Здесь это является основным способом достижения базисного уровня
детского развития, гарантом полноценного вхождения ребенка в проблемный мир общечеловеческой
культуры.
Ключевым показателем сформированности у ребенка
специфически человеческого видения мира В.Т. Кудрявцев предлагает
рассматривать способность к его осмысленному восприятию, что проявляется в
способности к созданию художественного изображения как материализованного
способа воображения и мышления посредством формы, цвета, перспективы [7]. При этом культура перестает быть "внешней средой",
в которой должен адаптироваться ребенок. Она превращается в естественный орган
жизнедеятельности ребенка, которым ему
предстоит творчески овладеть, – точно так же, как он овладевает своей телесностью.
Отношение ребенка к культуре – всегда персонифицированной в образе значимого
взрослого (родителя, педагога) – оборачивается его отношением к самому себе и
своим возможностям. Это позволяет интерпретировать развитие мироотношения
ребенка как изначально самоустремленный творческий процесс [7].
Продуктивное творчество детей носит глубоко
личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждого ребенка
и уникальностью накопленного им опыта. В процессе присвоения материальной и
духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие
разнообразных, в том числе художественных, способностей личности.
Продуктивное творчество
обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых
изобретений и открытий многообразия мира. Яркие положительные эмоции – основа
формирования острой потребности детей в том или ином виде художественного
творчества. Искусство и аккумулированный в нем потенциал воображения являются
не просто "общественной техникой чувств", а содержат в себе механизм
порождения "вершинных" родовых человеческих переживаний [3]. С этой точки зрения
перспективной представляется разработка эстетических инструментов культурного
оформления детского опыта, которые обеспечивают развитие воображения и
творчества.
Таким образом, при разработке
культуросообразных технологий мы опирались на теоретические положения о
характеристиках детства: игра, сказка, движение и творчество. Технологии
представляли собой взаимосвязанную целостность, формирующуюся на основе
единства целей, задач, педагогических действий и полученного результата. Они рассматриваются
как два взаимосвязанных компонента: диагностического и развивающего. Реализация
данной технологии способствует осознанию ребёнка единства своего существования
и окружающего мира, формированию целостной картины мира в его сознании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и
техники: ежегодник. – М., 1986.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская.
– Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.
3. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.C. Выготский. – М.:
Просвещение, 1991.
4. Гадамер Х.Г. Истина и метод (основы философской герменевтики) / Х.Г. Гадамер. – М.,
1988.
5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,
2000.
6. Куликовская И.Э. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира / И.Э. Куликовская, P.M. Чумичева. – М.:
Педагогическое общество России. – 2004.
7. Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев,
В.И. Слободчиков, T.B. Школяр // Известия РАО. – 2001. – №4. – С. 4-64.
8. Фоменко
В.Т. Системный обзор современных образовательных
технологий / В.Т. Фоменко // Современный образовательный процесс: содержание,
технологии, организационные формы. – Ростов н/Д, 1996.
9. Эльконин Д.Б.
Развитие личности ребёнка дошкольника. В кн.: Психология личности и деятельности
дошкольника. – М., 1966. – С. 254-292.
Подано до редакції 16.01.12
_____________