УДК 378. 629.7.07

Т. Б. Кулакова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ

 

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов; предлагаются пути решения данной проблемы посредством реализации интерактивных методов.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, интерактивные методы, профессиональное самоопределение педагога.

 


Современному образовательному учреждению требуются специалисты эрудированные, мобильные, свободно и критически мыслящие, готовые к постоянно меняющейся работе, к реализации личностного подхода в обучении и личностного становления воспитанника. Стандарты третьего поколения предусматривают формирование профессиональной компетентности, как одного из важных видов профессиональной подготовки специалиста, так как современный специалист должен быть готов к осуществлению обучения, воспитания и развития личности ребенка, а также к социализации и формированию общей культуры личности ребенка, осознавая при этом необходимость соблюдения его прав и свобод, что предполагает владение основами методологии и методики в целом, и приобретение профессиональной компетентности.

Для профессиональной деятельности педагога компетентность является основным элементом, которая, в свою очередь, способствует самосовершенствованию и самоопределению в профессионально-педагогической деятельности.

Понятие "компетентность" (лат. competentia, от competo — совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как "обладание знаниями, позволяющим судить о чем-либо", "осведомленность, правомочность", "авторитетность, полноправность". "Компетентный" человек в своем деле (от лат. competents — соответствующий, способный) означает "осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный". В педагогике нас интересует категория "профессиональная компетентность педагога".

"Профессиональная компетентность людей, работающих в системе "человек — человек", определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. В профессии педагога к этому списку добавляется владение методиками; способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников; уважение к ним; профессионально значимые личные качества. Отсутствие хотя бы одного из компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффективность деятельности педагога" [1]. Следовательно, выделяются такие показатели исследуемого понятия, как владение профессиональными знаниями и умениями, ценностные ориентации в социуме, культура, проявляющаяся в речи, стиле общения, отношении учителя к себе, своей практической деятельности и ее осуществлении.

В понимании А.К. Марковой профессиональная компетентность представляет собой совокупность пяти сторон трудовой деятельности учителя: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость). Внутри каждого из этих блоков вычленяются объективно необходимые педагогические знания (сведения из психологии, педагогики о сущности труда учителя, особенностях его педагогической деятельности, общения, личности, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях), умения (действия, выполненные на достаточно высоком уровне), профессиональные психологические позиции (устойчивые системы отношений педагога к воспитаннику, к коллегам, к себе, определяющие его поведение, выражающие его самооценку, уровень профессиональных притязаний и тесно связанные с мотивацией учителя, осознанием смысла своего труда), психологические особенности (качества), затрагивающие его как познавательную сферу (педагогическое мышление, рефлексия, самооценивание, наблюдательность), так и мотивационную (целеполагание, мотивы, интересы личности) [2].

Ученые (Н.В. Кузьмина, Е.С. Кузьмин, Ю. Емельянов, З.Ф. Есарева и др.) трактуют "профессионально-педагогическую компетентность", представляющую собой совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях лучшего решения педагогических задач. Проведенный анализ современных подходов к профессиональной компетентности определяет необходимость ее формирования.

Главной задачей вуза на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения. К таким методам мы можем отнести проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Инновационные методы предусматривают интерактивное обучение. Слово "интерактив" с английского языка "inter" взаимный, "act" действовать. Интерактивный способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Таким образом, интерактивное обучение специальная форма организации познавательной деятельности, преследующая конкретные и прогнозируемые цели. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи.

В современной педагогике разработано достаточно много интерактивных методов формирования компетентности, такие как дискуссии, деловые игры, кейс-метод, мозговой штурм (одномоментный обмен мнениями группы людей, которые не имеют права критиковать идеи друг друга, а оценивают их в завершающем обсуждении), педагогические ситуации-пробы, компетентностные задания, "каждый учит каждого", мозаика идей и решений, сократический диалог и другие. Одним из методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать проблемы в процессе совместной работы.

Применяемые инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

В соответствии с программой экспериментальной работы на данном этапе были использованы методы интерактивного обучения, такие как ролевая игра, групповая дискуссия, упражнения для групп с небольшим числом участников, упражнения на развитие навыков саморегуляции, тренинги, лекция-диалог, деловые и ролевые игры, калейдоскоп методических идей, мастер-классы "На перекрестке мнений", "Методика наука или искусство?", "Я и моя методика", проектные методы.

В учебном процессе могут использоваться различные типы проектов. Определим типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, учебные.

При непроектном подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или (если это новая деятельность) путем проб и ошибок без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи. При проектном подходе, напротив, прежде всего, продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей. В соответствии с этим определяется все остальное: форма, расположение и взаимодействие деталей, способы работы и т.д. [3].

Проектная деятельность студентов будет в любом случае носить поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия.

Проектная деятельность имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека и для формирования у самих студентов соответствующих способов деятельности (познавательной и творческой).

Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это "открытия для себя".

Метод проектов является одним из основных методов освоения коммуникативных технологий по следующим причинам:

- использование конкретных проектов ускоряет процесс получения обучающимися практических навыков решения реальных задач;

- данный метод базируется на использовании внутренней мотивации обучающихся;

- с помощью данного метода может быть организована стержневая деятельностная линия изучения определенной темы или предмета в целом;

- постоянное решение задач реального общения стимулирует речемыслительную активность.

Разработка проекта это достаточно сложная и трудоемкая работа, которая проводится в течение длительного времени, поэтому, сначала обучающимся предлагаются небольшие проектные задания, подготавливающие к выполнению учебного или исследовательского проекта. На практических занятиях мы используем следующие виды проектных заданий: на доконструирование, переконструирование или конструирование. Приведем примеры заданий на доконструирование:

-    закончите диалог учителя и учащихся;

- в диалоге есть вопросы и высказывания учителя, дополните его ответами учащихся;

- в диалоге есть ответы учащихся, дополните его речью учителя;

- внесите конструктивные изменения в репродуктивную беседу с целью превращения ее в проблемную.

Проектные задания на переконструирование это упражнения, в которых внесение изменений в само задание связано с новыми условиями. Например, студентам предлагается разработать алгоритм; составить тест для проверки знаний учащихся по заданной теме.

Задания на собственно конструирование позволяют выработать индивидуальный подход к решению поставленной задачи, высказать собственное видение проблемы, предложить свое решение.

В ходе выполнения проектных заданий студенты постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые для разработки проекта. И только после решения разнообразных проектных задач они приступают к выполнению проектов.

В качестве примера рассмотрим учебный проект по теме "Методика обучения грамоте". Целями данного проекта являются: применение знаний, приобретенных в разных областях, для решения практических задач; приобретение коммуникативных навыков и умений; знакомство с разными точками зрений на одну проблему; развитие умений пользоваться исследовательским методом.

На первом этапе все студенты делятся на группы. Каждая группа самостоятельно распределяет функции между своими членами. Сначала студенты готовят сообщения и рефераты по истории методики обучения русскому языку и литературе в начальной школе. По результатам этой работы проводится мини-конференция в группе.

На втором этапе студенты изучают стандарт образования, программы для начальной школы. Здесь происходит расширение и углубление знаний, формирование навыков поиска и отбора информации, ее классификации.

На третьем этапе задание заключается в самостоятельном изучении и анализе психолого-педагогической и методической литературы с целью разработки методических материалов. Студенты показывают свои методические разработки и обосновывают предложенный вариант практического решения поставленной задачи, учатся формулировать собственную точку зрения и отстаивать ее в диалоговом общении.

На четвертом этапе они подбирают задания для тестов, систематизируют их и представляют для общего обсуждения. В заключение проводится общественная презентация проектов перед студентами своей группы или других групп.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Как показывают наблюдения, выполняя проект, более половины участников обращаются не только к учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, а значит, реализация проектной деятельности способствует повышению уровня компетентности студента в области решения проблем и коммуникаций, способствует развитию самостоятельной деятельности студентов.

Таким образом, интерактивные методы способствуют конкретизации теоретических знаний, стимулируют развитие и изменение мотивационной сферы личности молодого специалиста, а также создают условия для овладения новыми знаниями и их систематизации, постановке новых познавательных целей, совершенствования профессиональных умений и навыков, воспитание профессионально значимых личностных качеств, освоение культуры педагогического труда, которая по данным современных исследований определяется тремя основными составляющими: педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Становится понятным, что именно интерактивные методы позволяют реализовывать формирование профессиональной компетентности.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т.М. Буякас // Вестник МГУ: Психология. – 2011. – № 2. – С. 69 –77.

2. Маркова А. К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.

3. Тихомирова А.В. Роль профессиональной нравственности в самоопределении молодого педагога / А.В. Тихомирова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С. 5-7.


 

Подано до редакції 04.04.12

_____________