УДК 808.2 (07)(043.3)

М. Г. Вахницкая

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

В СИТУАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

(на примере устного ответа как жанра текста)

 

Представлены методы и приемы совершенствования культуры устной речи студентов вуза; описаны особенности, требования и критерии оценки устного ответа как жанра учебно-научного текста; определена взаимосвязь культуры устной речи и эффективности учебной коммуникации в вузе.

Ключевые слова: учебно-научный текст, устный ответ, культура устной речи, требования и критерии оценки устного ответа студентов.

 


Одной из составляющих профессиональной культуры специалиста является культура речи, в том числе культура устной речи, подчиненной задачам профессионального общения. Формирование у студентов необходимых для этого навыков и умений происходит одновременно с усвоением теоретических и практических знаний по специальности в процессе написания конспектов лекций, чтения текстов учебников, научных статей, монографий, при подготовке к устным ответам на экзаменах, к выступлениям на семинарских занятиях, на студенческих научных конференциях и т.д. При этом основное внимание уделяется содержанию научного текста, а не способу его сообщения. Например, в методической литературе, посвященной вопросам написания рефератов, курсовых и дипломных работ содержатся только самые общие замечания о способе изложения материала и языковом оформлении работы.

В результате этого формирование навыков и умений создания учебно-научного текста происходит у студентов нефилологических вузов на основе неосознанного подражания образцам, которыми являются для студентов тексты учебников, научных статей, курсовых и дипломных работ, написанных студентами старших курсов, и т.д. Такое обучение созданию различных жанров научного текста проходит в течение долгого времени (на протяжении всего периода обучения в вузе), однако не всегда бывает эффективным.

Наиболее близкий для студентов научный текст - это учебно-научный текст: текст учебника и текст лекции. Воспринимая учебно-научный текст, студенты учатся раскрывать понятие, строить логичный, структурированный, связный, законченный, целостный текст. Именно логичность, структурная организованность, связность изложения, завершенность, целостность научного текста являются одними из основных требований, предъявляемых к студенческим письменным работам. Однако не все из этих аспектов текста достаточно изучены в лингвистике (в частности, завершенность и целостность), что затрудняет разработку методики обучения созданию научного текста. Учебно-научный текст (текст учебника) является объектом исследований не только в лингвистике, но и в педагогике. Наиболее важной для педагогики является проблема обеспечения доступности учебного текста для понимания обучающегося. Все сказанное обусловливает актуальность темы статьи.

Цель – выявить особенности и условия создания устного ответа как жанра текста.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- выявить степень разработанности проблемы в современной научно-методической и лингводидактической науке;

- дать научное обоснование ключевым понятиям исследования;

- выделить особенности устного ответа как жанра текста и условия его применения в учебно-научной сфере педагогического общения;

- определить взаимосвязь между исследуемыми понятиями, а именно: в какой степени устный ответ определяет эффективность учебного процесса в вузе.

В ходе работы нами применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение устных ответов, опрос студентов факультета педагогики и психологии на лекционных и практических занятиях, статистические методы.

Исследование велось в два этапа: изучение теоретического материала по теме, проведение опроса студентов факультета педагогики и психологии по проблеме исследования.

Устный ответ - это текст учебно-научного подстиля, характеризующийся конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются черты учебно-научного текста.

Создание устного ответа – это акт речевой деятельности. В самой общей форме это есть деятельность по решению задач. Интеллектуальный акт у человека распадается на три фазы:

1) ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий;

2) фаза исполнения намеченного плана;

3) сличение получившегося результата с намеченной целью [8].

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы [7].

Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь. Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Устный ответ характеризуется всеми особенностями устной речи.

Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь" [5].

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этого бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.

Основными элементами техники устной речи являются: фонация (речевое дыхание); голос (правильные навыки голосообразования); дикция (степень отчетливости произношения) [9].

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Умение владеть голосом важно не только для оратора, но для любого человека, профессия которого требует постоянного общения с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон [1], [4].

Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.

Нам представляются два наиболее эффективных способов обучения устному ответу: разбор образца ответа и разработка плана ответа по аналогии с образцом. Но, во-первых, "образец" - понятие весьма относительное: то, что один считает "образцом", другой таковым не признает. И, во-вторых, "образец" способен выполнить обучающую функцию только тогда, когда говорящему известны требования, каким должен удовлетворять ответ (критерии оценки), и исходные позиции в создании "образца". Поэтому мы не будем давать готовый ответ на поставленный вопрос, а будем показывать "процесс создания" ответа, будем давать "образец" совершения речевого поступка как интеллектуального акта. Это называется "программой словесных действий", или своеобразным "алгоритмом".

Однако составить универсальную программу действий по созданию устного ответа невозможно. Это обусловлено тем, что "материалом", как правило, выступает разное содержание (художественная литература, математика и т.д.) и вследствие этого ответы могут быть разными по принадлежности к типам речи, к способам изложения, жанрам, композиции. В то же время, поскольку речь есть акт интеллектуальной деятельности, постольку можно наметить общую канву любого конкретного высказывания [10].

Ученые разработали критерии оценки устных ответов студентов. К ним относятся.

   Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.

   Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.

   Умение объяснить сущность явлений, событий, процессов, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы.

   Умение делать анализ рекламного продукта по предложенной схеме.

   Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Нормативные документы по контролю качества знаний студентов вуза (стандарт, типовые программы, методические пособия) содержат показатели оценки учебных достижений студентов, в том числе устных ответов.

Отметкой "отлично" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Отметкой "хорошо" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Отметкой "удовлетворительно" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Отметкой "неудовлетворительно" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

С целью мониторинга уровня владения коммуникативными качествами устной речи нами проводился опрос студентов факультета педагогики и психологии Приднестровского университета. В опросе участвовало 76 студентов 2 и 3-го курсов разных специальностей нашего факультета. Анкета для студентов включала вопросы:

1. Что такое устный ответ?

2. К каким ответам вы прибегаете чаще всего в практике учебно-научного общения в вузе? Большинство опрошенных студентов ответили, что они прибегают к кратким ответам (61%), развёрнутый ответ применяют чуть меньше опрошенных студентов(30%) и односложный ответ используют всего лишь (9%).

3. Назовите важнейшие признаки устного развернутого ответа. На этот вопрос опрошенными студентами было предложено много вариантов ответа. Встречались такие варианты, как: понятность (34%), содержательность (23%), объемность (21%), конкретность (22%).

4. Какие требования предъявляют преподаватели к вашим устным ответам на занятиях в вузе? На этот вопрос студенты отметили развёрнутость (54%), грамотность (29%), четкость и доступность (17%).

5. Какие ответы оцениваются преподавателями высоким балом? При ответе на этот вопрос одни студенты посчитали, что такие ответы должны быть полные и развернутые (56%), другие – грамотные 14%, понятные – 19%, содержательные – 11% респондентов.

Как видно из представленных статистических данных, ответы студентов и требования преподавателей не совпадают: студенты склонны отвечать, конкретно, с наименьшими вербальными усилиями, в то время как преподаватели оценивают более высоким баллом развернутые ответы. В такой ситуации нам представляется целесообразным следующее:

- совершенствование форм контроля учебных достижений студентов;

- приоритетное направление в обучении создания устных высказываний на занятиях по всем дисциплинам, читаемых в вузе, не только на лингвистических;

- проведение форм работы, стимулирующих устную речь, ее выразительность, точность, логичность (творческие конкурсы, олимпиады, проекты и др.).

В результате исследования проблемы, как теоретического, так и практического, мы пришли к следующим выводам:

1) в условиях высшего профессионального образования речевое общение занимает очень важное место, играет ведущую роль в организации обучения, является критерием его эффективности;

 2) при этом достаточно высоки требования к устным речевым высказываниям, которые, как показывают исследования, являются наиболее частотными в профессиональном общении;

3) созданию устных высказываний необходимо целенаправленно обучать на всем протяжении и в рамках всех дисциплин;

4) необходимо совершенствование системы контроля учебных достижений студентов, в частности в оценивании устных ответов.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Антонова Н.А. Речевое общение учителя с учеником / Н. А. Антонова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – Вып. 6. – С. 270-272.

2. Вежбицкая А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи. – Саратов, 1996.

3. Гальперин И.С. Текст как объект лингвистического исследования / И.С. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 139 с.

4. Донская Т.К. Программа "Школа – вуз" (филология) / Т.К. Донская. – СПб, 2000. 32 с.

5. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи / Н.А. Ипполитова. – М., 2005

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М., 1987. – С.З.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М., 1969.

8. Основы речевой коммуникации : [учеб. пособие] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Н.В. Яковлева; [под ред. О.Я. Гойхмана]. – М.: МТИ, 1992.

9. Педагогическая риторика: Практикум / Под редакцией д.п.н. проф. Н А. Ипполитовой. – М.: Олимп, 2003. – 448 с.

10. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З.С. Смелкова. – М., 1999.


 

Подано до редакції 04.04.12

_____________