УДК: 37.034:373.3

О. В. Набока

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

 

В статье обобщены результаты работы учителей города Тирасполя по формированию нравственных понятий у младших школьников в процессе изучения художественных текстов.

Ключевые слова: нравственность, нравственные понятия, художественный текст, младшие школьники.

 


На пороге третьего тысячелетия в мировой педагогике ведется интенсивный поиск моделей образовательных систем, отвечающих потребностям личности и гуманистического общества. Кризисы, происходящие в экономико-политической и социально-культур-ной сферах общества, не могли не затронуть школу. Каждый год, с приходом нового поколения детей в школу, учителя отмечают обеднение нравственной культуры учеников. Остро встала проблема восстановления нравственного потенциала в процессе воспитания детей. Важность нравственного воспитания отмечали многие великие умы. Еще древний философ Августин говорил, что без духовной любви всякое обучение бесполезно. В своих педагогических трудах Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский большое внимание уделяли воспитанию нравственности в процессе обучения.

Несмотря на такое внимание к проблеме нравственного воспитания личности ребенка в психолого-педагогической литературе недостаточно освещен вопрос о формировании нравственных понятий у воспитанников, а те методики, которые существуют, неприменимы к младшим школьникам, так как разработаны для старшеклассников. Как следствие этого вытекает неподготовленность учителей начальных классов к работе по формированию нравственных понятий в процессе обучения младших школьников.

Доказательством этого служат социологические исследования, проведенные О. В. Набока в 2010-2011 учебном году. Опрос, проведенный в Тираспольской средней школе №2 и в Тираспольской средней школе №8 среди 1300 учащихся I-IV классов, дал следующие результаты: через нравственные понятия, отражающие моральные качества, как "хорошего" человека определили 65% первоклассников, 70% второклассников, 75% третьеклассников и 80% четвероклассников. Остальные учащиеся обедняют понятие "хорошего" человека сведением его качеств только к справедливости, аккуратности, а также подменяют "хорошей" одеждой, внешней красотой и материальным благосостоянием. Из этого можно сделать вывод: работа учителей по нравственному и этическому воспитанию даже на специальных уроках не приносит результатов. Основные нравственные понятия у школьников от таких "усилий" педагогов не углубляются и не развиваются.

Проведенное О. В. Набока в 2010-2011 учебном году анкетирование учителей Тираспольской средней школы №2 показало, что педагоги не ведут целенаправленной работы по формированию нравственного сознания школьников из-за следующих причин: нехватка времени вследствие перегруженности учебных программ; неосведомленность о средствах, условиях и приемах формирования нравственных понятий у младших школьников.

Целью данной статьи является обобщение результатов эксперимента по исследованию эффективности педагогических приемов работы с художественным текстом, направленных на формирование нравственных понятий у младших школьников.

Формирование понятий в сознании учащихся – широкая философская, психолого-педагогическая проблема, которая включает характеристику понятий как логических категорий, отбор содержания знаний и выявление оптимальных условий работы над понятием. Процесс формирования понятий сложен. Он подразумевает как усвоение понятий, так и дальнейшее их углубление и развитие. Образование понятий – это способность, характерная только для человеческого сознания. Чувственный опыт человека непосредственно связан с мышлением. Наблюдая явления природы и общества, он руководствуется определенными понятиями. Понятие, основанное на ощущении и представлении, выражает сущность явления путем обобщения опытных данных, отвлечения от несущественного, второстепенного.

На основе учения И. П. Павлова могут быть точно разграничены ощущения и представления, с одной стороны, понятия – с другой. Ощущение и представление – сигналы первой ступени, понятие – второй. Ощущение и представление - это то, что является общим у человека и связано с языком, сигнальной системой языкового выражения. Представления ближе к ощущению, хотя по своей тенденции и ступени развития одновременно является и подготовкой к формированию понятий. Представление способно "понять" явления, выходящие за пределы непосредственного созерцания, но ему не доступно проникнуть в существенные связи между предметами и явлениями, уловить закономерности их протекания.

В психологической науке сложились разнообразные концепции формирования понятий. В работах Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского исследовалось усвоение содержания и объема научных понятий, их признаков с точки зрения их значимости. Процесс формирования понятий представляется как идущий от неполных, бессистемных, ошибочных знаний к знаниям правильным [8; 33].

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др. сторонники поэтапного формирования умственных действий изучают деятельность, ведущую к усвоению понятий. Организация поэтапного усвоения выделенных умственных действий с пооперационным контролем обеспечивают, по их мнению, безошибочное усвоение соответствующего понятия [7; 107].

В. В. Давыдов обосновал иной путь формирования научных понятий, а именно: движение от абстрактного к конкретному. При этом особое значение придается развитию теоретического мышления, формированию умения делать соответствующие обобщения [3;123].

Под усвоением понятий понимается "присвоение", в терминах

Л. М. Фридман выделила фазы усвоения учащимися понятиями:

фаза А – предактивная (подготовительная);

фаза В – активное взаимодействие с учащимися для обучения их намеченному понятию;

фаза С – оценка результатов обучения [9, с. 314].

Как видно из всего вышеизложенного усвоение понятия не сводится к заучиванию его определения, хотя это и часто встречается в школьной практике. Основой для успешного формирования понятия является умение учащихся "видеть", выделять существенные, значимые признаки предметов и явлений, характерные только для данного класса. Но дети в начальной школе усваивают не только знания о предметном мире и способы овладения этим миром, но и определенные способы поведения людей, их взаимоотношения, понимание того, "что такое хорошо, а что такое плохо", что красиво, а что безобразно. Это означает, что учащиеся приобщаются к моральному и эстетическому опыту человечества.

Раскроем подробнее содержание работы педагога по формированию нравственного поведения учащихся. Но прежде заострим внимание на следующем:     мы не отрываем этот компонент от всей совокупности воспитательных мер, придерживаясь положения       А. С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям. Только при целенаправленном воздействии на сознание, чувства и поведение ребенка, можно воспитать истинно нравственную личность.

О нравственности человека судят по его поведению, складывающегося из поступков. По словам           Г. Гегеля человек, совершая тот или иной нравственный поступок, еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера [2, с. 69]. В основе совершения того или иного поступка лежит знание моральных норм. Поведение ребенка основывается на его побуждениях и мотивах и корректируется учителем, который выступает в качестве носителя нравственных норм и требований, выдвигаемых обществом. Чтобы поступать в соответствии с нравственными нормами, ребенку прежде всего необходимо с ними познакомиться, усвоить и принять, т. е. знать их. Нравственное знание содержит в себе степень объективного познания и усвоения человеком моральных принципов и норм, нравственных идеалов и ценностей, принятых в обществе. По своей сущности нравственные нормы, принципы, ценности есть ничто иное, как нравственные понятия.

Нравственное понятие есть более обобщенное и глубокое осмысление и усвоение существенных аспектов этических норм и требований, которые формируются на основе нравственных представлений. Нравственное понятие всегда субъективно. Это чувственный образ, переработанный ребенком в знание. Нравственное понятие является основой действий и поступков человека. Понятия выступают перед учениками как элементы социального опыта. В них зафиксированы достижения предыдущих поколений. Учащиеся должны сделать этот социальный опыт своим индивидуальным опытом, элементом своего умственного развития. Общие закономерности формирования нравственных понятий совпадают с ранее рассмотренными, т.е. процесс усвоения нравственных понятий проходит в принципе те же этапы, что и в случае усвоения интеллектуальных (научных) понятий. Основываясь на вышесказанном, представим схему формирования нравственных понятий.

Подготовительный этап: Обращение к личному опыту школьников, актуализация их нравственных представлений. Для активизации нравственных представлений школьников необходимо обратиться к их переживаниям, к эмоциональному опыту. Достигнуть эту цель можно, предложив ученикам привести собственный пример из жизни, описать, что они чувствовали в этот момент.

1 этап. Выявление критериальных и некритериальных признаков нравственных понятий, акцентирование первых; обобщение существенных признаков, переход с уровня представлений на уровень понятий; Для выделения существенных и несущественных признаков сначала проводят серию упрощенных примеров, где даётся небольшое количество признаков, дети сами должны сделать вывод, какой признак несущественен и отбросить его. Затем с помощью учителя идет обобщение критериальных признаков. Учащиеся пытаются дать свои определения нравственным понятиям.

2 этап. Включение нравственных понятий в активный словарь школьников. Логическим завершением формирования понятия является вхождение его в систему ранее усвоенных понятий. Дети должны использовать нравственные понятия в своей речи при оценке себя и других людей, своих и чужих поступков, каких-либо жизненных ситуаций, в своих творческих работах.

На уроках чтения школьники усваивают и оперируют нравственными понятиями: доброта, справедливость, милосердие и т. д. Подвести ребенка к осмыслению и оценке своих поступков, качеств, усвоить и закрепить знание нравственных норм, позволяет художественное произведение, которое как прожектором высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. Ребенок, ведомый талантливым писателем, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла, проникает в суть явлений.

Художественное произведение – это специфический текст, позволяющий не только через ум, но и через ощущения различать прекрасное и безобразное, хорошее в природе и жизни [3, с. 138].

Автор художественного произведения обращает внимание читателя на тех моментах и явлениях, которых сам читатель раньше не замечал или не задумывался над ними. Писатель комбинирует эти явления и при помощи своей фантазии облачает их в словесную материю, которая открывает читателям новую реальность. Этот мир существует только в границах произведения, но читатель реально чувствует его, переживает вместе с героями.

Центром многих художественных произведений является человек, его чувства и эмоции, отношения с окружающей средой. Поступки героев задаются авторами и носят в себе его субъективную оценку. Позиция автора воспринимается вместе с объективным содержанием текста, а в процессе анализа художественного текста через выявление мотивов поведения героев, оценки их, взгляды автора уточняются и сравниваются с собственным мнением ученика.

При анализе художественных текстов в начальных классах нельзя не учитывать особенности восприятия младшего школьного возраста. Младший школьник мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты, особенно облаченные в художественную форму.

Восприятие произведений младшими школьниками как деятельность не представляет собой чисто познавательный акт, в процесс восприятия входят и эмоционально-ценностный, и эстетический компонент. При восприятии художественного текста у ребенка складываются не только представления о качествах героев, о происходящих событиях, но и формируется свое отношение как к произведению в целом, так и к изображаемой действительности.

Школьника младшего возраста интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды; его суждения о поступках героев бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными. Ребенок оказывается захваченным сопереживанием особенно любимым героям. Пройти путь к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личные установки младшему школьнику по силам только с помощью взрослого, учителя. Поэтому необходимо: вместе с детьми прояснить и закрепить их первичные читательские впечатления; помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведение, сопоставив его с объективной логикой и структурой поведения [4, с. 417].

Формирование нравственных понятий будет более эффективным, если работу проводить на основе яркого, образного материала, примером которого является любое высокохудожественное произведение. Опираясь на данную психологическую особенность, мы отобрали ряд приемов, которые целесообразно использовать в процессе работы над текстом, а точнее, при его анализе. Эти приемы органически вписываются в методику анализа художественного текста и направлены на эффективное усвоение нравственных понятий.

Работа над текстом начинается с постановки вопросов. Этот прием является частью метода этической беседы, применяется очень широко в начальном обучении. Данный прием направлен на уточнение представлений учащихся о нормах нравственности, нравственных качеств и свойств человека. Он активизирует познавательную деятельность учеников, заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отображать существенное и подготовить ответ. Прием постановки вопросов позволяет привести в систему еще неоформленную информацию школьника о своих переживаниях, выделить из нее главное для формирования нравственных понятий. При анализе художественного текста он направлен на выявление позиции автора, на осознание причинно-следственных связей и позволяет выработать собственное отношение к прочитанному.

Основными требованиями к использованию данного приема в начальных классах являются:

1. Тщательная подготовка вопросов, их логическая последовательность.

2. Конкретная, четкая, краткая формулировка вопросов, требующих воспроизведения ощущений.

3. Полный, развернутый ответ учеников по содержанию поставленного вопроса.

4. Обращение учителя с вопросом ко всему классу.

Прием постановки вопросов учитель может использовать и при работе над внетекстовыми моментами.

Прием словарной работы. В данном приеме можно выделить , в свою очередь, несколько более мелких приемов:

Нахождение понятия по его толкованию. Учащиеся пытаются угадать нравственное понятие по его определению, которое дается либо самим учителем, либо группой учеников.

Нахождение противоположных по смыслу понятий. Эта работа удается только при известной предварительной сформированности нравственных представлений и является мотивом к овладению вербально-понятийным определением. Трудность в подборе антонимов к понятиям будет возникать у детей, если оно не ассоциируется с имеющимися переживаниями и отношениями. Например: алчность, нужда, аскетизм.

Нахождение понятий-синонимов и различение смысловых оттенков (продолжение семантического ряда). Эта работа очень важна, т. к. формирует навык избирательного отношения в использовании в своей речи синонимов при объяснении какого-либо нравственного понятия.

Прием словарной работы включает в себя работу с толковым словарем. Возможны два варианта работы: обращение к словарю с целью выяснения значения слова, или с целью уточнения, дополнения самостоятельно выведенного учениками нравственного понятия.

При использовании приема словарной работы закрепляются знания и по орфографии понятия. Нравственные понятия записываются на доске, производится его морфологический и этимологический анализ.

Прием проектирования нравственных ситуаций. Этот прием предполагает опережающее педагогическое действие, когда учитель сознательно проектирует ход нравственного и интеллектуального развития учащегося. Чтобы обеспечить постоянное продвижение ученика вперед, педагоги конструируют собственные механизмы использования опережения.

Одним из таких опережающих механизмов воспитания является проектирование нравственных ситуаций. При использовании этого приема подтверждается одно из интереснейших явлений, открытых в психологии, - так называемый эффект Клапареда, суть которого состоит в том, что осознание возникает лишь при затруднении. Нравственная сущность явлений по-настоящему открывается тогда, когда учащиеся сумеют преодолеть трудности самостоятельного анализа и разрешения проблемы.

Нравственное понятие при использовании данного приема выводится разными способами, например:

- При чтении какого-либо рассказа, притчи учащимся предлагается в кульминационный момент самостоятельно завершить его. В младших классах можно предложить варианты ответов с последующими обсуждениями.

- Нравственное понятие может быть основой для самостоятельного порождения смыслового содержания текста, причем само понятие предварительно не растолковывается, что поощряет детей актуализировать жизненный опыт по данному вопросу. Такая модификация приема предполагает коллективную организацию деятельности учеников, что способствует развитию взаимовыручки, поддержки школьников по отношению к друг другу. Возможно использование игровых моментов – это заинтересует учеников, будет стимулировать их творческую деятельность. Данный прием позволяет решать несколько задач: уточнение, усвоение нравственных понятий; активное использование нравственных понятий в своей речи.

Следующий прием – сопоставление образов героев, их поступков – близко связан с приемом проектирования нравственных ситуаций и во многих случаях является его основой. Так же данный прием может использоваться в совокупности с приемом постановки вопросов, когда ведется анализ поступков героев, устанавливается ведущий мотив. Используя данный прием, учитель просит сравнить как образы героев одного произведения, так и сопоставить обсуждаемый персонаж с другими героями, взятыми из различных литературных произведений и художественных фильмов. Выполняя данную работу, ребята выходят на определение собственного отношение к действительности, используя жизненный опыт и проецируя действия и характер героев на себя.

Такая форма работы доступна учащимся младших классов. Выведение понятий в этом случае носит конкретный характер, т. к. привязано к действиям и характерам героев, что дает возможность младшим школьникам, жизненный опыт которых невелик, осознавать нравственные основы взаимоотношений между людьми. Все перечисленные приемы и многие другие в разных сочетаниях образуют методы формирования нравственного сознания, но они не привязаны автоматически к какому-либо отдельному методу. Эти приему следует постоянно практиковать, учитывая возрастные особенности класса, психологическое состояние детей, их жизненный эмоциональный опыт.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Богоявлинский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявлинский, Н.А. Менчинская. – М., 1996.

2. Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Арнесян. – М.: Гардарика, 1998. – 472  с.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 613 с.

4. Доронина Л. Г. Воспитание духовности на уроках словесности / Л. Г. Доронина // Школа духовности. – 2000. – № 4.

5. Кац Э. Э. Литературное чтение и творчество / Э. Э. Кац. – М.: МИПКРО, 1994. – 30 с.

6. Коваленко Ж. В. Формирование нравственных понятий "правда" и "ложь" / Ж. В. Коваленко // Начальная школа. – 2000. – № 10.

7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов [В 3 кн.] – Кн. 2. Психология образования. — [2-е изд.]. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

8. Педагогическая психология: [учебно-методи-ческое пособие]. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – 136 с.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1999. – 384 с.

10. Родная речь: [учебник по чтению для учащихся начальной школы] / Сост. М. В. Голованова и др. – [Кн. 2, ч. 1.] – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.

11. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: УРАО, 1999. – 616 с.


 

Подано до редакції 28.03.12

_____________