УДК 373.2:398
Э.
А. Музенитова
ФОЛЬКЛОР КАК
СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МИРООТНОШЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается образовательный потенциал фольклора.
Раскрываются его онтологические характеристики: символизм, формульность,
бриколаж.
Ключевые слова:
ребенок-дошкольник, фольклор, мироотношение, мифопоэтическое
мировидение.
Приднестровье – регион с богатой историей, многообразным национально-культурным наследием, многонациональным населением. Для региона, который издавна является территорией активных контактов представителей разных народов, проблема воспитания мироотношения средствами фольклора особо актуальна. Исторически сложившееся в Приднестровье многообразие национальных культур, в первую очередь молдавской, русской, украинской, с одной стороны, создает определенную проблемность воспитания, а с другой, - благоприятные предпосылки воспитания человека, способного интегрироваться в культуру ближайшего окружения и далее в мировую.
Средством воспитания
толерантного мироотношения детей в нашем исследовании избран фольклор, так как
в нем проявлено отношение человека к самому себе, другим людям и природе.
Фольклор исконно выступал средством воспитания подрастающего поколения, так как
в нем содержится та народная мудрость, которая складывалась веками, бытует в
жизни и поддерживает понимание ценности жизни, природы и культуры. В фольклоре
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,
богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное,
нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной
культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент
для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций
и обрядов.
Фольклор зарождался в глубокой древности, когда людям присуще было мифопоэтическое мировидение. И согласно принципу единства онто- и филогенеза, такое мировидение характерно и для ребёнка-дошкольника. Изоморфизм между мировидением ребёнка и героями фольклорных произведений наиболее ярко прослеживается в теории эволюции мировидения И.Э. Куликовской [4]. Автором доказано, что эволюция мировидения ребёнка в период дошкольного детства представляет собой субъективный, индивидуальный процесс познания свойств, ценностей, связей мира, способов его познания и преобразования, аналогичный процессу становления мировоззрения в филогенезе. Результатом мировидения является последовательно, поэтапно складывающаяся на протяжении всей жизни определённая картина мира: мифопоэтическая, натурфилософская, универсально-символи-ческая, научная. При этом ни одна из картин мира не сменяет другую абсолютно. Каждая из них содержит элементы предшествующей, в частности, характеристики мифопоэтической картины мира (символизм, этиологизм, генетизм и др.) присутствуют в сознании человека и во многом определяют его взгляд на мир, те правила жизни, которые во многом основываются на фольклорной традиции.
В исследовательской литературе,
посвящённой фольклору, одной из основных
характеристик фольклора названа символичность
(С.С. Аверинцев, А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин,
В.Е. Гусев, В.Я. Пропп, А.Т. Хроленко и др.). Это объясняется тем, что:
"... Категория символа указывает на выход образа за
собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с
образом, но ему не тождественного" [1] (С.С. Аверинцев). Следовательно,
произведение, насыщенное символикой, несёт в себе особые, избыточные смыслы,
несводимые к буквально изложенным в нем событиям. Возникает аналогия с
символичностью мифопоэтического миропонимания, характерного для
ребенка-дошкольника. "Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное
тождество символической формы и ее смысла, исключающее всякую рефлексию над символом" [1]. А.Т. Хроленко
доказал, что в семантике фольклорного слова на первый план выходит
символичность, открывающая за знаком пространство смыслов [6]. С помощью
фольклора происходит процесс превращения предметного (вещного, природного) мира
в символический, и, наоборот, так как именно повседневностью проверяется
способность символов культуры преобразовывать человеческую жизнь (О.К. Румянцев) [2].
Фольклорные тексты представляют собой
стабильный источник, отражающий общенародный обиходный язык, в котором
сконцентрированы устойчивые символы культуры, сказок, пословиц, поговорок
народа.
Мифопоэтическое представление является каждый раз символическим, т.е. отсылающим к другому, странным образом сочетающее в себе и максимальное внимание к частному, чего, вроде бы, символическое вовсе не требует и даже не предполагает. Однако же в мифопоэтическом представлении две эти особенности неизменно сопутствуют друг другу и, судя по всему, связаны между собой теснейшим образом. Установка на особенное приводит к развитию конкретного мышления и сводит к минимуму возможность обобщения. Она же приводит к тому, что каждое конкретное воспринимается в соответствующем ему окружении, соответствующей ситуации, т.е. столь же частной "картинке", сопровождаемой каждый раз определенной эмоцией и поведенческим императивом. Таким образом, конкретное в мифопоэтической картине мира необходимо выступает как символ, отсылающий к условиям его существования, и не может быть представлено "само по себе" [3].
В фольклорных символах
представлены те общественные эталоны, которые исторически выработаны в
человеческой культуре, дающие этическую оценку поведению и деятельности
человека (в сказках – Солнце, волшебный клубочек, печка, кот и др.; в пословицах
и поговорках – улыбка, белка в колесе, снег на голову и др.). Этические эталоны
выступают в качестве полярных взаимосвязанных категорий добра и зла. Ребенок
постигает значение этических эталонов через познавательную деятельность и
эмоциональное общение со взрослым. Фольклор при этом выступает как положительный
этический эталон, формирующий отношение ребенка к окружающему миру и благодаря
положительным образам оказывает влияние на выбор тех или иных моделей поведения.
Эмоционально-выразитель-ные образцы
эталонного поведения в произведениях искусства, высмеивающих глупость, ложь,
лень и т.п., то есть отрицательные качества, или восхваляющие трудолюбие,
смелость, отвагу и т.д. выступают для ребенка как пример, при котором ребенок
эмоционально идентифицируется с тем эталонным образцом, который произвел на
него большее впечатление своей художественной выразительностью.
Мифопоэтическому мировидению ребенка-дошкольника соответствует символическое наполнение фольклорных произведений, служащих неиссякаемым источником информационного и духовного обогащения картины мира в его сознании. Фольклор репрезентирует культурные ценности мироотношения, сложившиеся в процессе филогенеза. Такими ценностями являются доброжелательность, активность, доверительность, выступившими доминирующими в содержании воспитания толерантного мироотношения детей. Однако в фольклоре представлены и антиценности, знакомство с которыми позволяет детям самостоятельно сделать осознанный выбор способов отношения, так как одним из способов познания для ребёнка-дошкольника является сравнение позитивного и негативного фольклорного эталона. Приобщение ребенка к народной культуре позволяет установить духовные связи между различными сторонами общественной жизни, явлениями природы и народным искусством. Благодаря фольклору происходит осмысление явления с точки зрения его значимости как нравственной ценности, т.е. не изучение, а освоение образца, примера.
Приобщение ребенка к ценностям народной культуры происходит в процессе трансформации фольклорных символов, формул и ценностей во внутренние установки ребенка, его мироотношение, мироощущение, миропонимание и миропреобразование.
Фольклорные формулы, как вторая онтологическая характеристика фольклора, являются готовыми "схемами переживаний", своеобразными "ключами", превращающими рутинное действие в "действо", разграничивая "непосредственность" и "мир смысла". Формулы фольклора могут быть выражены в ритме, темпе, интонации, настрое, тональности, языковых формах и т.д. Такие формулы наделяются символическим смыслом и выступают основой мифопоэтического мировидения ребенка и его способов отношения к миру. Фольклорная формула как каркас, на который нанизываются остальные лингвистические средства, позволяет установить и закрепить единство различных культурных языков (сказки, пословицы, поговорки, иллюстрации, песни). С. Неклюдов понимает фольклорную формулу как компонент фольклора, который принадлежит не столько тексту, сколько традиции в целом. Формульность фольклорных практик трактуется Л.Г. Ядрышниковой как "архетипичная схема (авантекст), задающая определённый тип социокультурных взаимодействий" [7].
Ценностно-смысловая направленность мироотношения ребенка-дошкольника проявляется в прочувствовании и понимании красоты, добра, справедливости в мире и себе самом, которые ярко, образно и формульно представлены в фольклоре. Ценностные явления, выраженные в качестве фольклорных формул, для человеческого сознания так же реальны, как и явления материального мира. Обретение ценности возможно через этап переживания, т.е. через иррациональный путь. Именно мифопоэтическое мировидение, актуализирующееся при восприятии фольклора, обеспечивает эмоционально-положительное самочувствие ребенка. Самочувствие представляет собой духовно-психическую структуру человека, функционирование которой осуществляется за счёт приведения в адекватное состояние духовных переживаний с виртуальной или реальной ситуацией (Т.И. Власова). Такой виртуальной ситуацией является сюжет, символы, образы и формулы фольклора.
Третьей онтологической характеристикой фольклора, рассмотренной в нашем исследовании, является бриколаж. Понятие бриколажа, столь удачно введенное К. Леви-Строссом, прекрасно вписывается в мифопоэтическую картину изменчивого небезразличного мира [5]. Но все же образ бриколерского калейдоскопа требует некоторого дополнения, ибо он не учитывает, вернее, не акцентирует внимание на двух моментах, довольно-таки существенных в данном случае. Во-первых, того, что изменение картинки каждый раз изменяет ее составляющие, наделяя их новым звучанием. "Кусочки опыта" не остаются прежними, как в калейдоскопе или в наборе инструментов бриколера, но меняются сообразно картинке. Иными словами, взаимосвязь части и целого здесь ближе к органической, нежели к механической. Во-вторых, "набор инструментов" постоянно пополняется, ибо с появлением новых образов, символов, старые не исчезают, а, напротив, лишь множатся в видоизменениях.
Благодаря фольклору происходит не просто получение знаний, а осмысление какой-либо ситуации с точки зрения ее символичности, формульности, возможности реализации того или иного бриколажного отношения к ней, т.е. не изучение, а освоение образца, примера. Именно фольклор, который позволяет ребёнку раскрыть значение и сущность отношения к миру, обусловливает определённый тип поведения, раскрытый в русских, молдавских и украинских сказках, пословицах и поговорках.
Объем знаний о мироздании, природе, культуре и самом человеке постоянно растет, все больше смещаясь от
исследования внешнего мира к внутреннему.
Педагогически переработанная информация о мире явилась основой
разработанной нами программы "Воспитание
толерантного мироотношения дошкольника".
Приведём пример содержания раздела,
связанного с воспитанием у детей доброжелательного
мироотношения. Детей знакомят с тем, что доброжелательность проявляется в
заботе о себе: если я желаю себе добра, то буду соблюдать
культурно-гигиенические правила, употреблять пищу, которая принесёт мне
здоровье, желать добра другим людям, сохранять природу. Быть истинно
доброжелательным к себе – значит строить отношения с субъектами или
квазисубъектами общения на основе принятия тех правил, по которым они живут. В
этом случае реализуется закон жизни: как ты относишься к другим, так же и они к
тебе. Поэтому желать добра себе – это значит признавать права других, которые
также будут относиться и к тебе. Воспитывать доброжелательное отношение к миру,
представленное в различных произведениях фольклора:
- одно и то же действие приводит к
противоположным результатам, потому что у одного человека добро идёт от сердца,
а другой совершает поступок из-за корысти (русская сказка "Морозко",
украинская сказка "Костынин сын", молдавская сказка "Доброе сердце");
-изменения отношения героя на
доброжелательное позволяет ему достичь поставленную цель ("Финист - Ясный
Сокол", "Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо"; "Доброму
везде добро", "Не платье красит человека, а добрые дела",
"Доброе дело питает разум и тело").
Активизировать доброжелательное отношение ребёнка к Миру Культуры, основываясь на произведениях украинского фольклора: "Отцовские советы"; "Доброму всюди добре", "Свит не без добрих людей"; молдавского фольклора: "Сказка об Алимане сыне Зелена царя"; "Фэт Фрумос и солнце", "Добрый поступок хвалит человека".
Мы использовали вариативную природу сказки для
побуждения ребенка к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов,
характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. стремились превратить его из
слушателя, из объекта воздействия в субъект взаимодействия, в соавтора сказки.
Это выражалось в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в выделении значимых для
себя ценностей. Не менее важно наличие в сказках ситуации выбора: выбор перед которым
стоит герой сказки: "жизнью - смертью", "долей – недолей",
"помочь - оставить в беде", "друг - враг" др.; выбор,
который делает ребенок, воспринимая сказку; выбор, на который оказывает влияние
уже имеющийся у него опыт и выбор, который подсказывает сюжет сказки, через
последствия выбора, сделанного её
героями.
Такая особенность сказки побуждает детей к осмыслению нереальной сказочной ситуации, реального окружающего мира и собственной роли и места в этом мире. Именно таким осмыслением и характеризуется мироотношение, позволяющее ребенку познать самого себя, выработать систему поведения. Раскрытие объединяющих основ сказок народов Приднестровья демонстрирует детям единый образец поведения и взаимоотношений, признанных всеми как ценностные и значимые. На примере разных сказок мы подводили детей к выводу, что этнический характер совершенного человека у всех народов положительный. В русских сказках: "красна девица", "умница и красавица", "добрый молодец", "маленький да удаленький" и др.; в молдавских сказках: "мудрая дочь", "благородный и смелый Фэт-Фрумос", "прекрасная Иляна", "красавица Кырмыза", "Веря-богатырь" и др.; в украинских сказках: "умная девочка", "казачок" и др. В личностном идеале всех народов главное не национальная принадлежность, а общечеловеческое начало.
Поступки героев и их следствия показывают детям, что мир и радость даются недаром, благополучие героев зависит только от них и, если они нарушают запрет (закон, правило, единую принятую всеми норму), опасность грозит всему, что у них есть. Став перед выбором, ребенок осмысливает, что любимые герои сказок всегда на стороне нравственной правды, выигрыш всегда за простодушием, незлобием и сострадательностью. Дети подводятся к выводу, что истинно разумным является только добро, а зло вводит его носителей в безвыходные ошибки и приводит к гибели, значит зло и есть истина неразумная.
Представленные примеры показывают, что мораль не просто один из аспектов сказки, а ее ядро, центральная тема, осмысление которой возможно через мироотношение. Мы учитывали, что моральная сторона, связанная с оценкой поступка с точки зрения принятых норм, является самой решающей при восприятии сказочного сюжета. Мы убедились, что сказка, с присущей ей полифункциональностью (познавательность, нравственность, социальность), указывает оптимистический путь решения возникающих перед личностью нравственных проблем в том случае, если ее восприятие специально организованно.
Таким образом, в процессе онтологического анализа фольклора выявлены его характеристики: символизм, формульность (за тридевять земель, три дня и три ночи, жили-были), бриколаж (складывание элементов опыта в какую-либо целостность как в калейдоскопе). Символизм фольклора в системе форм проявляется в разнообразных сферах – Природы, собственного "Я", значимых Других, Культуры. Фольклорные формулы в сказках, пословицах и поговорках создают ритуальность жизни, по сути, они являются готовыми "схемами переживаний", "схемами отношений к миру". Такая формула становится "ключом", открывающим пространство культурных смыслов средствами знака и символа. Бриколаж в фольклоре обусловлен ограниченностью его символов, которые используются в различных сочетаниях для обновления, обогащения, образности картины мира и выражения различных способов отношения к нему. Народное творчество пробуждает активный интерес и любовь ребенка к культуре, стимулирует его нравственно-эстетические переживания, вызывает эмоциональный отклик к объектам и явлениям мира, способствует развитию мироотношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С.С. Символ / С.С. Аверинцев // Литературный энциклопедический словарь. – М.,
1987. – С. 378.
2. В перспективе культурологии. Повседневность. Язык.
Общество / [под ред. O.K. Румянцева]. – М., 2005.
3. Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры / Д.П. Козолупенко. – М.: Канон +, 2005.
4. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение:
дис. д-ра пед. наук / И.Э. Куликовская. – Ростов н/Д, 2002.
5. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль / К. Леви-Стросс // Первобытное мышление. – М., 1994. –
С. 112-336.
6. Хроленко А.Т. Блоки в фольклорном тексте — динамика и семантика / А.Т. Хроленко //
Синтаксическая и лексическая семантика. – Новосибирск, 1986.
7. Ядрышникова Л.Г. Фольклор и постфольклор в культурных практиках повседневности: автореф.
дис. канд. культурол. наук / Л.Г. Ядрышникова. – Екатеринбург, 2008.
Подано до редакції 04.04.12
_____________