УДК 1524+370.153
О.П. Санникова (Украина, г. Одесса)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА
Интерес к исследованию
эмоциональной сферы, возросший в
последнее время, обусловлен не только необходимостью разработки теории
вопроса, но и требованиями практики.
Сама специфика эмоций определяет
методическую сложность их экспериментального исследования. С поисками "объективного"
критерия эмоционального проблема практически упразднилась. В результате - уход
от изучения психического, субъективного в эмоциях, попытка подменить психологию
эмоций их физиологией, привели, как отмечается многими психологами, к «физиологическому
редукционизму», к потере самого предмета психологического исследования эмоций.
При этом изучение и диагностика эмоциональных состояний с помощью только
физиологических методов оказалась несостоятельной. С появлением комплексных
психофизиологических работ наметился положительный сдвиг в решении данного вопроса.
Несмотря на то, что исследования, проводимые в этом плане, не исчерпали своих
возможностей, ощущается необходимость в разработке и уточнении собственно
психологической проблематики эмоций.
Как известно, эмоции
характеризуют отношение субъекта к окружающему миру. В них не столько отражаются
сами предметы и явления окружающего мира (как в познании), сколько проявляется субъективное
отношение к ним. Эмоции выражают смысл отражаемого объективного содержания с
точки зрения потребностей субъекта и побуждают его к деятельности, направленной
на объект. Субъективные переживания отношения к окружающим предметам являются
собственно психическим в эмоциях. Эмоциональные явления, таким образом,
представляют собой единство двух моментов: некоторого репрезентируемого
отражаемого содержания и собственно эмоционального переживания.
Эмоциональные явления
представлены не только актуальными
(ситуативными, «транзитными») эмоциями, но и устойчивой склонностью к переживанию эмоций определенной
модальности, то есть эмоциональностью.
Первые
характеризуют состояния, вторые – свойство личности. Что касается актуальных, ситуативных эмоций, то они
презентуют сознанию актуальное, активно-избирательное отношение субъекта к
непосредственно отражаемому. Переживаемая ситуативная эмоция (то есть
возникающая в определенных ситуациях актуальная эмоциональная реакция) реализуется
в эмоциональных состояниях, субъективных
переживаниях.
В свою очередь эмоциональность,
как устойчивое свойство
индивидуальности выступает как исходный уровень реагирования на эмоциогенные
ситуации. Именно индивидуальными различиями в эмоциональности как устойчивом
свойстве личности можно объяснить разнообразие актуальных (ситуативных) эмоций,
проявляющихся в качестве и интенсивности
переживаний, возникающих у разных людей в одних и тех же ситуациях, т. е. в
ситуациях относительно одинаковой эмоциогенности.
При изучении эмоциональности
исходной теоретической позицией нам служат положения, сформулированные Б.М.
Тепловым, В.Д. Небылицыным, А.Е. Ольшанниковой в результате разработки
данной проблемы.
Первоначально
изучались формально-динамические параметры, характеризующие динамику эмоционального
процесса и проявления эмоций вовне. При этом Б.М. Теплов определял темперамент
как совокупность психических особенностей, связанных, прежде всего, с эмоциональной возбудимостью,
то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой - с другой.
Это общее представление о
темпераменте отложило свой отпечаток на понимание эмоциональности как динамического и динамизирующего
образования, основными характеристиками которого являются: глубина переживания,
скорость протекания эмоций и т.д. В дальнейшем понятие темперамента уточняется.
В него включаются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной
возбудимости; в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств
вовне, в быстроте движений, общей подвижности человека.
Несмотря на то, что динамический
аспект выделялся и иностранными авторами (S.Vanderberg, A.Kuse, G.Heymans, A.Buss, R.Plomin, K.Gottschaldt и
др.), при описании типов темперамента
указывалось на закономерно присущие представителям этих типов эмоциональные
характеристики, которые позже В.Д. Небылицыным и А.Е. Ольшанниковой были названы
качественными.
Работы в области физиологии
эмоций (опыты со стимуляцией структур мозгового аппарата эмоций) и психологии
онтогенетического развития позволили А.Е. Ольшанниковой и ее ученикам
экспериментально выделить второй класс устойчивых эмоциональных характеристик -
качество основных эмоций.
Дальнейшие исследования А.Е.
Ольшанниковой, ее сотрудников, в том числе и наши, показали, что в совокупности качественные и
динамические особенности эмоциональности человека являясь базальными
свойствами, выступают в роли фундамента для формирования личностно-смысловых,
содержательных свойств. Поэтому в структуре эмоциональности, наравне с динамическими
и качественными аспектами, были выделены и содержательные аспекты эмоциональности, которые отражают
явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно
связаны со стержневыми особенностями личности, направленностью мотивационной
сферы, ценностными ориентациями, мировоззрением.
Итак, эмоциональность традиционно
рассматривалась как одна из важнейших, наряду с психической активностью, характеристик
индивидуальности, которая представляет собой целый конгломерат свойств. Этот комплекс
свойств включает: формально-динамические параметры эмоциональных переживаний
(их силу, интенсивность, длительность, скорость протекания и смены); качественные
характеристики, которые несут информацию о модальности и знаке эмоционального
переживания и содержательные характеристики эмоциональности, заключающиеся в
самом объекте переживаний.
Параметры, характеризующие
качество эмоционального переживания (его модальность и знак), В.Д. Небылицын
рассматривал как важнейшие в совокупности всех признаков эмоциональности.
Следует особо подчеркнуть, что выделение качественных эмоциональных
характеристик как ведущих параметров эмоциональности дает возможность объяснить
специфику взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.
Известно, что эмоции разного
качества отличаются друг от друга отношением к объекту, что выражается в знаке
доминирующих эмоций. Именно в этом в значительной мере заключается их психологическая
сущность. Так, положительным эмоциям свойственно приятие объекта и
направленность на него при активном (но, возможно, и пассивном) с ним, (или с
его образом), взаимодействии, отрицательным – неприятие, направленность от
объекта и разные способы взаимодействия с ним (как активное, так и пассивное).
Следовательно, качество эмоций может определять глобальные формы взаимодействия
с окружающей действительностью, а значит, вероятно, и некоторые параметры
активности, а также связь темперамента с особенностями личности, деятельности,
в том числе и с профессиональной деятельностью, так как именно они выражают
сущностные признаки эмоций - отношение субъекта к отражаемому.
Анализ различий в специфике
сочетания отрицательных и положительных
эмоциональных диспозиций с неэмоциональным рядом психологических особенностей,
позволил А.Е. Ольшанниковой говорить о гармонии и равноправии каждого такого
сочетания с точки зрения его
взаимодействия с окружающим миром. Полученные экспериментальные данные группой
аспирантов под руководством А.Е. Ольшанниковой, позволяют нетрадиционно
рассматривать эмоционально-отрицательные диспозиции и актуально отрицательные
состояния. Как выявлено, склонность к отрицательным эмоциональным
состояниям может являться тем внутренним
психологическим условием, которое обеспечивает формирование оптимальных
способов саморегуляции деятельности, страхующих от неуспеха и минимизирующих
число тех отрицательно-эмоциональных ситуаций, которые непосредственно связаны
с собственной деятельностью субъекта. Эти результаты вступают в противоречие со
сложившимися в психологии представлениями о дезорганизующем начале, патогенности
отрицательных эмоций.
Теоретический анализ эмпирических
исследований, во-первых, обосновывает факт существования качественных индивидуальных
особенностей (эмоциональности), дифференцирующих людей по их склонности к
переживаниям определенной или определенных модальностей. Во-вторых, уточняет
проявления этих особенностей во многих сферах жизнедеятельности человека, в
частности, профессиональной. В-третьих, подтверждает, что качественное своеобразие
типов эмоциональности, является устойчивой характеристикой.
Признание качественных
особенностей эмоциональности в роли ведущих требует уточнения ее структуры и
состав входящих в нее эмоциональных модальностей. При исследовании
феноменологических различий первичных эмоций рассматривается разное число
последних. Так, Р.Плучик (R.Plutchik), в соответствии с традиционной
инстинктивной теорией Мак-Даугола выделяет восемь первичных эмоций. C.Томкинс
(S.Tomkins), также очерчивает восемь первичных аффектов, которые рассматривает
как основные мотивационные силы личности. Изард развил теорию дифференциальных
эмоций, которая различает девять первичных эмоций. Такой подход был назван
исследователями дискретным. Он
предполагал изучение дифференциации (и интеграции) дискретных или первичных
эмоций.
Второй
подход - димензиональный, отдающий
предпочтение исследованию количественных характеристик (основных размеров)
эмоций. Например, согласно теории Вундта, существует три основных измерения эмоций
(удовольствие-неудовольствие, напряжение-релаксация, возбуждение-спокойствие).
Четырехмерная концепция Ноулиса (V.Nowlis) вводит в рассмотрение такие
измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, активацию-деактивацию,
положительную или отрицательную социальную ориентацию, контроль-отсутствие контроля
эмоционального выражения.
Многие исследователи сочетают
димензиональный и дискретный подходы путем корреляции данных о каждой из
первичных эмоций с количественными характеристиками эмоционального процесса,
устанавливаемыми по избранным направлениям. Результаты исследований указывают
на степень, в которой каждое из основных измерений эмоций представлено в каждой
из первичных эмоций: радости, страхе, стыде и пр. В существующих психологических
теориях эмоций рассмотренные подходы, к сожалению, не всегда разводятся. При
этом в ряд предлагаемых такими теориями первичных, исходных эмоций включаются
как дискретные (радость, страх и пр.), так и димензиональные характеристики
(удовольствие, спокойствие и т.п.).
В отечественной психологии в
контексте дискретного подхода первоначально предлагалась трехмодальностная
структура эмоциональности, предложенная В.Д. Небылицыным и в дальнейшем
разрабатываемая А.Е. Ольшанниковой и группой руководимых ею аспирантов и
сотрудников. Качественный уровень эмоциональности представлен тремя базальными
эмоциями: радость, страх, гнев (В.А. Пинчук, А.А. Плоткин, Л.А. Рабинович, В.В.
Семенов, В.М. Смирнов и др.). Такой
подход позволил изучить 13 типов эмоциональности.
Исследование множественной
палитры эмоциональных переживаний, дали возможность нам предположить, что значительная по объему часть переживаний
взрослого человека относится к эмоциям, которые охватывают качественный класс,
не сводимый к радости, гневу, страху. В него входит паттерн таких переживаний,
как грусть, горе, тоска, печаль. Значимость этого эмоционального паттерна
(обозначим его, как "печаль") отмечалась многими
исследователями. Переживания паттерна "печаль"
едва ли являются базальными, первичными. В самом деле, нет физиологических
данных о специальных морфофункциональных структурах, непосредственно
относящихся к организации эмоции этого типа. Точно так же в онтогенетических
данных относительно эмоциональных реакций младенцев и детей раннего возраста
почти не встречаются упоминания о наличии этой эмоции на ранних стадиях
онтогенеза. Эмоции паттерна "печаль", очевидно, характерны для более
поздних стадий развития и в этом смысле не являются первичными. Однако поскольку
эмоции данного качества являются, согласно многочисленным данным, весьма
характерными для взрослого человека, наряду с базальными модальностями при
исследовании индивидуальной специфики качества доминирующих эмоций взрослого человека
мы рассматриваем эмоцию и этой модальности. Именно поэтому в
качественную структуру эмоциональности мы вводим паттерн эмоции «печаль».
В связи с изменением
представлений о качественной структуре эмоциональности, нами модифицированы и
адаптированы все ранее разработанные под руководством А.Е. Ольшанниковой
психодиагностические методики, в том числе и традиционная трехмодальностная
методика диагностики
качественных показателей эмоциональности Л.А. Рабинович. В итоге нами создается
комплекс психодиагностических методик, диагностирующих эмоциональность: четырехмодальностный
тест-опросник эмоциональности, экспрессии и др. Далее при разработке четырехкомпонентной
концепции эмоциональности используются
четырехмодальностные методики.
Вместе с тем дальнейшие
исследования эмоциональности показали, что даже четырехмодальностная структура
не вмещает всех оттенков эмоциональных переживаний, свойственных взрослому
человеку. Кроме указанных модальностей, в качестве базовых (основных, хотя и не
базальных) некоторые авторы, например, И.В. Пацявичюс, рассматривают и эмоцию "спокойствие".
Мы полагаем, что включение последней в качественную структуру эмоциональности
предполагает анализ данной модальности сквозь призму и димензионального и
дискретного подходов.
Если спокойствие рассматривается
как некоторый эмоциональный баланс, равновесие, состояние покоя, меняющееся под
воздействием эмоциогенных ситуаций, то данная эмоция находит свое место в ряду
количественных характеристик (основных размеров эмоций), что соответствует димензиональному подходу (одно из
основных измерений, по Вундту,- это возбуждение - спокойствие). Следствием
этого является невключение эмоции "спокойствие" в качественную
структуру эмоциональности.
Особо
следует уточнить различие
эмоции модальности "спокойствие"
и такое качества личности
как "сдержанность", которое рассматриваем как форму внутреннего контроля за внешнем проявлением эмоциональных
реакций.
Если рассматривать "спокойствие"
с позиций дискретного подхода, то
есть как равноценную остальным эмоциям модальность, как устойчивую форму реагирования
на ситуации разной степени эмоциогенности, то возникает необходимость не только
включения ее в качественную структуру эмоциональности, но и «наполнения» ее
особым характерным ей качественным содержанием. В этом направлении и в направлении
уточнения качественной структуры эмоциональности (дополнение ее другими
эмоциональными паттернами) ведутся наши исследования. Таким образом, данную
эмоцию мы рассматриваем, во-первых, как особую модальность наряду с другими (Р,
Г, С, П) и признаем, что "спокойствие" может характеризовать не
только состояние, но и свойство - при устойчивом, преимущественном реагировании
на изменения окружающей среды эмоцией именно этой модальности.
Пока мы прикоснулись только к
качественному уровню эмоциональности. Понимая, что в рамках одного сообщения
невозможно изложить результаты всего теоретико-эмпирического исследования
данной проблемы, остановимся на основных моментах системного анализа, которые в
процессе разработки теории эмоциональности мы сводим к следующему:
- с позиций континуального
подхода, под эмоциональностью мы понимаем интегральное, структурное образование
личности, характеризующееся сочетанием ее разноуровневых показателей;
- эмоциональный облик каждого
человека представляет собой специфическое сочетание пяти основных, дискретных
модальностей - "радость", "гнев", "страх", "печаль",
"спокойствие", точку в пространстве рассматриваемых характеристик;
- доминирование одной или
нескольких модальностей составляет индивидуальный тип эмоциональности
(соответственно мономодальный или полимодальный).
При исследовании эмоциональности
в контексте личностного и деятельностного подходов, установлено, что эмоциональность
как черта личности, сформировавшаяся
к определенному моменту психического развития под воздействием как биологических
(конституция, свойства нервной системы), так и социальных факторов (процесс
жизнедеятельности), системообразующе влияет на формирование разных уровней
развития личности.
Обобщая сказанное, можно отметить
следующее:
- в отличие от актуальных
(ситуативных, транзитных) переживаний, эмоциональность характеризует устойчивую
(внеситуативную) склонность к переживаниям эмоций определенного характера;
- эмоциональность рассматривается
как глобальное свойство личности, в пространстве которого протекают все
психические процессы и состояния, как фокус пересечения всех входящих в нее
модальностей, как результат и итог генетического и средового
(онтогенетического) развития;
- эмоциональность задает границы
и диапазон собственных реакций индивида на окружающую действительность, что
проявляется в индивидуальных стилях деятельности, в качественно-количественном
сочетании различных черт личности;
- как устойчивая характеристика
индивидуальности эмоциональность выступает в качестве фона, влияя на чувствительность (а
значит и на эмоциональный порог) к переживаниям актуальных эмоций определенной
модальности. Именно поэтому устойчивые индивидуально-типические особенности эмоциональности
следует изучать и учитывать как при диагностике актуальных (транзитных) эмоциональных состояний, так и при их
коррекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова. – М.: Знание,
1983. – 80 с.
2. Пацявичюс И.В. Модальная структура эмоциональных переживаний / И.В.
Пацявичюс // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной
психологии и дифференциальной психофизиологии. – М., 1979. – С. 43-51.
3. Санникова О.П. Эмоциональность в
структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 364 с.
4.
Nowlis V. Mood: Behavior and experience // Arnold M.B. (Ed.). Feelings and
emotions. - N.Y.: Academic Press, 1970.
5.
Plutchik R. The emotions: Factors theories and a new model. // N.Y.: Random
House, 1962. - 204 p.Tomkins S.S. Affect, imaginary, consciousness / V. II: The
negative affects. - N.Y.: Springer, 1963.
6.
Wessman A.E., Ricks J.H. Mood and Personality. - N.Y.: Holt, Rinehart and
Winston, 1966, p. 1-32.
Подано до редакції 16.03.09
РЕЗЮМЕ
В ряду эмоциональных явлений рассматриваются актуальные и
устойчивые эмоциональные переживания. Первые представлены ситуативными, "транзитными"
эмоциями, вторые – устойчивой
склонностью к переживанию эмоций определенной модальности, то есть эмоциональностью.
Анализируется их взаимодействие.
Ключевые слова:
эмоциональные
явления, эмоциональные
переживания, эмоциональность.
О.П. Саннікова
ЕМОЦІЙНІ ЯВИЩА: СТАН І ВЛАСТИВОСТІ
РЕЗЮМЕ
Серед емоційних явищ розглядаються актуальні і стійкі
емоційні переживання. Перші представлені ситуативними, "транзитними"
емоціями, другі – стійкою схильністю до переживань емоцій певної модальності,
тобто емоційністю. Аналізується їх взаємодія.
Ключові слова:
емоційні явища, емоційні переживання, емоційність.
O.P. Sannykova
EMOTIONAL
PHENOMENA: STATE AND FEATURES
SUMMARY
The article analyses such emotional phenomena as actual
and steady emotional experience. The former of the phenomena are represented as
situational, "transitional" emotions, the latter – as a steady
inclination for experiencing emotions of certain modality, i.e. emotionality.
The author analyzes their interrelation.
Keywords:
emotional phenomena, emotional experience, emotionality.
_______________