УДК 159.9.072.43

А. В. Массанов (Украина, г. Одесса)

ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ

ТРУДНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

 

В статье рассматривается природа психологических барьеров и креативности личности, методы их диагностики. Экспериментально исследован характер связи между креативностью и психологическими барьерами личности.

Ключевые слова: творческая деятельность, психологический барьер, творческий потенциал личности.

 


Субъективные трудности в виде психологических барьеров, встречающиеся в различных видах деятельности, могут иметь как позитивное, так и негативное значение для эффективности личности. В связи с этим актуальным является вопрос о предупреждении возникновения нежелательных психологических барьеров. Среди многих внутренних факторов влияющих на динамику психологических барьеров выделяется творческая деятельность и связанные с ней творческие способности личности, в частности, её креативность. Научная проблема нашего исследования состоит в выяснении характера связи между уровнем развития креативности личности и ёё склонностью к переживанию психологических барьеров в деятельности и общении.

Анализ специальной литературы в рамках обозначенной проблемы свидетельствует о том, что психологические барьеры личности в различных её аспектах изучались психологами и педагогами (Л.А. Коростылева, О. С. Советова, 1996; Я.А. Лупьян, 1986; Н.В. Мараховская, А.И.Пилипенко, 2001; З.А. Нолиу, 1993; Л.И. Подлесная, 1978; Н.А. Подымов, 1999; А.М. Хон, 1985; Л.Б. Филонов, 1985; Н.В.Черненко, 2000; Р.Х. Шакуров, 2001; Л.Л.Шелегова, 1999 и др.). Материалы относительно креативности личности представлены в научных трудах Д.Б. Богоявленской; Н.С. Гилевой, 2003; Дж. Гилфорда; Г. Девиса; М.М. Кашапова; Е.П. Торренса; М.А. Холодной, 2002; В.Д. Шадрикова; Н.Б. Шумакова, 1991; Е.И. Щебалнова, 1991; Н.П. Щербо 1991 и др. Вместе с тем, вопрос о связи психологических барьеров с развитием креативности личности ещё не нашёл своего достаточного освещения в научной литературе.

В связи с этим целью нашей работы выступило исследование влияния развития креативности субъекта на проявление его психологических барьеров. Объектом исследования выступили особенности форм психического отражения. Предметом исследования явилось связь уровня развития креативности со структурой и степенью переживания психологических барьеров в деятельности личности.

В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что высокий уровень развития креативности личности позитивно связан с решением ею проблемы преодоления психологических барьеров в деятельности.

Задачи исследования: 1) уточнить психологическое содержание понятий креативность и психологические барьеры; 2) обозначить критерии, методы оценки креативности и психологических барьеров; 3исследовать связи между уровнем развития креативности и особенностями проявления психологических барьеров в деятельности личности.

Методы исследования. Для реализации задач исследования были подобраны, адекватные предмету исследования теоретико-эмпирические методы: теоретический анализ проблемы взаимосвязи креативности и психологических барьеров личности, эмпирические методы диагностики (анкетирование, тестирование). Полученные данные подвергались корелляционному анализу с последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением.

Решая первую задачу, рассмотрим содержание изучаемых понятий. При раскрытии содержания психологического барьера мы опирались на деятельностный (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), системный (Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, В. А. Ганзен, П. К. Анохин и др.), личностный (Г. А. Балл, И. Д. Бех, И. С. Кон, А. В. Петровский, и др.) подходы. Вследствие выполненной работы раскрыты механизмы функционирования психологического барьера, условия его возникновения и устранения [4]. Показано, что психологические барьеры в профессиональном самоопределении выступают как сложные психические состояния. Об этом свидетельствует динамичность совокупности психических явлений, которые взаимодействуют между собой, обеспечивая возникновение и их функционирование.

Структура психологического барьера охватывает психические состояния, которые связаны с пассивностью мотива, эмоциями, неблагоприятными для превращения мотива в действенный, недостатком рациональных доводов для активизации мотива, невозможностью волевым усилием достичь действенности мотива.

Приведенное является следствием неблагоприятного предвосхищения личностью вероятности успеха желаемого действия, которое формируется на основе соотнесения – силы мотива; интенсивности волевых усилий; эмоциональной и рациональной оценок. При этом предвосхищение здесь играет роль определяющего в возникновении психологического барьера.

Примерами психологических барьеров в деятельности являются – неопределенность в собственных интересах, растерянность из-за незнания своих возможностей, сомнения в правильности выбора, боязнь пойти против мнения окружающих, страх ответственности и др.

Анализ и обобщение работ Л.А. Коростылевой (1996), Я.А. Лупьян (1986), Н.А. Подымова (1999), Р.Х. Шакурова (2001) и др., а также результаты собственных исследований [4] позволили нам уточнить особенности функционирования психологических барьеров. Отметим, что он приобретает актуальность только с момента, когда у личности появляется мотив к выполнению определенного действия. Механизм формирования предвосхищения реализуется с помощью эмоциональных, когнитивных, мотивационных, волевых регуляторов деятельности. Возможные разные варианты взаимодействия этих регуляторов. Действенный мотив, благодаря своей силе, формирует благоприятное для действия предвосхищение. Если пассивный мотив взаимодействует с положительной эмоциональной или рациональной оценкой ситуации выполнения желаемого действия, то это также ведет к формированию благоприятного предвосхищения. Противодействует формированию неблагоприятного предвосхищения и вариант, связанный с возможностью субъекта деятельности проявить волевое усилие для создания благоприятного предвосхищения, вопреки мотивационным, когнитивным или эмоциональным влияниям. В данном случае воля действует опосредованно через активизацию поиска приемлемых рациональных или эмоциональных оценок для усиления мотива. Если волевое усилие оказалось неэффективным, появляется неблагоприятное предвосхищение, и как следствие, психологический барьер в деятельности личности.

Понятие креативность в психологической литературе определяется не однозначно. Под креативностью понимается творческий потенциал, творческие возможности, творческие способности, свойство интеллекта, характерная черта творческой личности и т.д.

В рамках раз­рабатываемой В.Н. Дружининым (1995) теории общих способностей креативность рассматривается, как способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.

М.А. Холодная (2002) выделяет креативность (или дивергентные способности) как один из типов интеллектуальных способностей. В контексте предлагаемого автором подхода каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта. По определению М.А. Холодной креативность — это способность порождать мно­жество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В качестве критериев креативности М.А. Холодная (2002) рассматривает комплекс оп­ределенных свойств интеллектуальной деятельности: беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте).

В широком смысле слова креативность может рассматриваться как творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон, 1984), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е.П. Торренс, 1974), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, 1965).

Креативность можно рассматривать и как черту творческой личности, которая проявляется в способности осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод, новое произведение искусства. По мнению Дж. Гилфорда (1965) индивид, обладающий креативностью, может рационально и эффективно решать возникающие проблемы; часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, то есть обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал. Е.П. Торренс (1974) считает, что креативный индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. У креативных личностей существует постоянное противоречие между поддержанием постоянства окружающей среды нарушением достигнутого равновесия ради новых ощущений.

Анализ различных позиций в специальной литературе относительно содержания понятия креативность позволяет среди них выделить два основных. Во-первых, это исследования, в которых креативность рассматривается как свойство интеллекта (В.Н. Дружинин, Е.П. Торренс, М.А. Холодная и др.); во-вторых, креативность рассматривается как черта личности (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, М.М. Кашапов и др.). Исходя из цели нашего исследования, мы в своей работе придерживаемся, понимание креативности как черты личности, которая проявляется в ее направленности (преобладание познавательной мотивации, познавательный интерес, стремление к познанию, любознательность) в характере (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность).

Эмпирическая часть исследования направлена: во-первых, на определение уровня креативности исследуемых; во-вторых, на изучение у них степени выраженности психологических барьеров в деятельности личности; в-третьих, на выяснение связи между степенью креативности и выраженностью психологических барьеров.

Выборку испытуемых составили 42 студента педагогического университета.

Степень креативности испытуемых оценивалась посредством анкеты на выявление личностного аспекта творческих способностей индивида (см. Павлютенков Е.М. Кем быть? – К.: Молодь, 1989. – С. 162-165). Анкета включает в себя 20 утверждений. В инструкции испытуемым предлагается прочитать утверждения и оценить своё согласия или несогласия с каждым из них, используя для этого шкалу: " + " - согласен, " - " - не согласен. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на уровень сформированности общих творческих способностей или степень креативности испытуемого. Шкала оценок к данной анкете позволяет выделить следующие уровни креативности личности: если набрано в сумме от 32 до 40 баллов, то этот уровень можно оценивать как очень высокий; 26-30 баллов – высокий; 14-24 – средний; 6-12 – низкий; 0-4 – очень низкий.

Оценка уровня выраженности психологических барьеров исследуемых осуществлялась при помощи специально разработанного нами "Тест-опросника для оценки типа и степени выраженности психологических барьеров в профессиональном самоопределении личности".

Опросник предназначен для индивидуального и группового обследования лиц старше пятнадцати лет. Тест состоит из вопросов, которые отражают неблагоприятные переживания для той или иной ситуации профессионального самоопределения (см. таблицу 1).


Таблица 1

Бланк для ответов

п/п

Психологические барьеры

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Всегда

1

Недостаточная заинтересованность в выборе профессии.

1

2

3

4

2

Неопределенность профессиональных интересов.

1

2

3

4

3

Неуверенность в себе при выборе профессии.

1

2

3

4

4

Состояние неопределенности из-за незнания своих

возможностей при выборе профессии.

1

2

3

4

5

Состояние смятения из-за недостатка нужной информации

о профессии.

1

2

3

4

6

Сомнение в успехе осуществления планов относительно

будущей профессиональной трудовой деятельности.

1

2

3

4

7

Сомнение в правильности выбора профессии.

1

2

3

4

8

Страх критики со стороны сверстников и окружающих

о сделанном выборе.

1

2

3

4

9

Боязнь пойти против мнения родителей.

1

2

3

4

10

Опасения того, что не выдержишь испытаний при освоении

выбранной профессии.

1

2

3

4

11

Тревога из-за неспособности преодолеть трудности

в профессиональной деятельности.

1

2

3

4

12

Сильное переживание ответственности при выборе профессии.

1

2

3

4

13

Боязнь принимать самостоятельные решения относительно

своего профессионального будущего.

1

2

3

4

14

Опасения проявить личную инициативу в выборе профессии.

1

2

3

4

15

Страх допустить ошибку в выборе профессии.

1

2

3

4

16

Боязнь рисковать при выборе профессии.

1

2

3

4

17

Страх перед неопределенностью своего

профессионального будущего.

1

2

3

4

 


Методика имеет вступительное замечание для исследуемых "Психологический барьер – это переживание, что мешает выполнить задуманное. Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но и выбор учебного заведения того или иного уровня, специализации при обучении профессии, приоритетов в карьере и т.д. Отрицательная роль психологических барьеров в профессиональном самоопределении заключается в том, что они задерживают, деформируют данный процесс".

Испытуемым предлагается инструкция:

"Прочитайте приведенные ниже психологические барьеры и зачеркните балл в соответствующей графе справа в зависимости от того, как часто вы испытываете тот или иной барьер при решении вопросов профессионального самоопределения".

Обработка результатов проводится после тестирования путем суммирования баллов. Полученный итоговый балл уровня выраженности психологических барьеров может находиться в диапазоне от минимального 17 до максимального 68 баллов. При этом, чем выше балл, тем выше степень выраженности психологических барьеров. При интерпретации полученных результатов используются следующие ориентировочные оценки выраженности барьеров: до 26 баллов – низкий уровень, 27 – 37 баллов – умеренный; 38 и более – высокий.

Получены следующие результаты эмпирического исследования. Так, индивидуальные показатели степени креативности у испытуемых колеблется в пределах от 6 до 34 баллов. Среднее значение составляет 19 баллов; σ = 6,5.

Тестирование с целью выявления уровня выражености психологических барьеров в удостоверило наличие определенных расхождений по данному показателю. Индивидуальные показатели уровня выраженности барьеров колеблются в границах от 54 до 18 баллов. Среднее значение составляет 32,2 балла; σ = 7,4.

Результаты исследования связи степени креативности испытуемых с выраженностью у них психологических барьеров были получены во время проведения корреляционного анализа между показателями креативности и выраженности барьеров. Результаты корреляционного анализа засвидетельствовали обратно пропорциональную зависимость между степенью креативности и выраженностью психологических барьеров (r = - 0,4; р < 0,05). То есть высокая степень креативности предопределяет процесс нивелирования психологических барьеров в деятельности личности.

Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования позволили нам определить направления целенаправленного воспитательного процесса с целью преодоления психологических барьеров в деятельности личности. В частности, целесообразно воспитательную работу с молодежью направлять на формирование творческого потенциала личности. В то же время оказывать содействие повышению возможностей молодежи в плане преодоления психологических барьеров в деятельности за счет психологической подготовки к ней. Работа в этих двух направлениях позволит обеспечить профилактику возникновение психологических барьеров личности в различных видах деятельности.

Количественные и качественные результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что достаточная степень креативности положительно влияет на преодоление психологических барьеров в деятельности личности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Показано, что под психологическим барьером следует понимать препятствие в психической деятельности личности, которое обусловлено как внутренними, так и внешними особенностями на пути достижения ею цели своей деятельности. Психологический барьер отражается на уровне психоэмоциональных состояний, которые характеризуются напряжением, фрустрацией, неопределенностью и др.

2. Выявлена статистически значимая обратно пропорциональная зависимость между степенью креативности как черты личности и выраженностью психологических барьеров в деятельности личности   (r = - 0,4; р < 0,05).

Дальнейшие перспективы исследования усматриваются в раскрытии особенностей развития интеллектуальных возможностей личности в контексте её личностного самоопределения и качественном анализе содержания психологических барьеров в этом процессе.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская ; Психологический ин-т РАО. – Самара : Федоров, 2009. – 414 с.

2. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. – СПб. : ОМS, 1994. – 192 с.

3. Кедров Б.М. Творчество в науке и технике / Б.М. Кедров. – М. : Просвещение, 1987.

4. Массанов А. В. Психологічні бар'єри в професійному самовизначенні особистості : монографія / А. В. Массанов. – Одеса : Видавець М. П. Черкасов, 2010. – 371 с.

5. Моляко В. О. Творча діяльність в ускладнених умовах : Наук.-метод. посібник / АПН України; Інститут психології ім. Г.С.Костюка / В. О. Моляко, Н. А. Ваганова, Ю. А. Гулько, [та ін.] ; за заг. ред. В.О. Моляко. — К., 2007. — 308 с.


Подано до редакції 31.10.12

_____________