УДК 378.011.3 – 057.175 (477) "185/191"

Т. В. Шушара

ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХІХ – В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА В УКРАИНЕ

 

В статье сделана попытка изучить методы, формы и содержание подготовки молодых ученых во второй половине ХІХ – в начале ХХ века в Украине. Также выявлено, что центром подготовки молодых ученых был, непосредственно, Харьковский университет, хотя, следует отметить, что и на западе и на востоке Украины все таки этот процесс продолжался и был неизменным до 1917 года.

Ключевые слова: доктор наук, магистр, университет.

 


Постановка проблемы. Важное место в обобщении и теоретическом осмыслении ретроспективных процессов становления, развития, эволюции образовательных систем, идей, теорий, концепций, подходов к обучению и воспитанию принадлежит историко-педагогической науке. Усиление научно-исследо-вательского интереса к историко-педагогической проблематике, расширение ее предметного поля, в значительной степени обусловлено раскрепощением педагогического сознания научный работников, просмотром или же новым прочтением традиционных тем, открытием возможности объективного, не заангажированного освещение событий и фактов, особенно тех, которые не могли стать предметом исследование в советский период, а потому оставались не освещенными или рассматривались эпизодично.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследования по данной проблематике затрагиваются в трудах В. Иконникова, М. Грушевского, Н. Пирогова, В. Шульгина, С.Гогоцкого, П. Капниста, С. Никонова, Б. Барвинского, Н. Володимирского-Буданова, Д. Багалия, М.Ланге, М.Сумцова и других исследователей.

Цель статьи – проследить историю подготовки молодых ученых в университетах Украины во второй половине ХІХ - в начале ХХ века.

Изложение основного материала. Содержание, формы и методы подготовки молодых ученых во второй половине ХІХ – в начале ХХ века в Украине, как и за ее пределами определялись университетами и подавались через попечителя учебного округа на рассмотрение министерства народного просвещения. Оставленные при университете с целью подготовки для получения профессорского звания студенты находились под надзором профессоров, которые кроме чтения лекций проводили специальные занятия с кандидатами. Соискатели посещали лекции по определенным наукам и проводили практические занятия [3]. Для направления за границу наиболее способных молодых людей для подготовки к профессорского званию в конце 60-х годов ХІХ века министерство народного просвещения разработало новые правила. В них было указано, что молодые ученые могли быть отправлены за границу лишь на основании их избрания Советами университетов и преимущественно из тех университетских кафедр, которые испытывали острую потребность в преподавателях. Преимуществом среди потенциальных претендентов на заграничную командировку с целью повышения научно-педагогического статуса пользовались преимущественно те лица, которые имели ученые степени или подтвердили свой высокий уровень научной подготовки, преподавательские способности во время проведения занятий в университете, были известны своими научными работами по предмету, по которому "были намерены посвятить себя в профессорском звании".

Как свидетельствуют тогдашние педагогические издания, в 1870 г. в университетах Российской империи было 67 профессорских кандидатов, из них 16 проходили подготовку за границей, 51 в отечественных университетт. В частности, в Харьковском университете с 1884 по 1894 гг. были оставлены при нем или отправленные за границу для подготовки к профессорского званию 33 лица, из них 3 – с историко-филологического факультета, 11 – с физико-математического, 10 – с юридического, 8 – с медицинского. Из них 24 стали профессорами и доцентами [1].

По данным министерства народного просвещения за период с 1863 по 1875 год в Киевском университете насчитывалось 53 профессорских стипендиата. На своих заседаниях Совет университета св. Владимира неоднократно поднимала вопрос о необходимости увеличения их количества.

 Важным источником пополнения педагогического персонала университетов Украины также было приглашение высшими учебными заведениями на преподавательскую работу иностранных ученых. Устав 1863 г. предоставлял университетам право присваивать им ученая степень доктора наук без представления диссертации, а с учетом "общеизвестных ученых заслуг любого лица" [2].

Тем не менее во второй половине ХІХ века количество приглашенных в университеты Украины профессоров-иностранцев значительно сократилась, поскольку не владея украинским или русским языками, лекции они читали преимущественно латинским языком. Это значительно усложняло педагогический процесс в отечественных университетах.

Одним из путей комплектования преподавательского состава классических университетов Украины было привлечение отдельных профессоров Московского и Петербургского университетов к штатам отечественных университетов. Так, с 90 новых преподавателей, привлеченных к чтению лекций в Киевском университете 58% составляли воспитанники русских университетов. Например, из Петербургского университета были приглашены профессора О. Паульсон, М. Авенариус, П. Алексеев и другие [5].

Значительное внимание в Харьковском, Киевском и Новороссийском университетах в конце ХІХ – в начале ХХ века было уделено также подготовке в системе отечественного педагогического образования преподавателей с учеными званиями. Следует сказать, что система научной аттестации преподавательского состава университетов была окончательно сформированная уставом 1884 г. и просуществовала почти без перемен до 1917 г. Она постоянно находилась в центре интенсивной полемики о путях ее усовершенствования [4].

Во второй половине ХІХ века законодательно был оформлен институт аспирантуры в университетах. Укажем, что понятие "аспирант" к активному научному обращению было введено в 80-х годах [2]. В этот период в университетах Украины продолжали использовать известную иерархию научных степеней: действительный студент-кандидат-магистр-доктор. Тем не менее, действительно научными считали лишь два степени - магистра и доктора, а подготовка диссертационных исследований была "главным двигателем" университетской науки. Нужно под.черкнуть, что получению ученого степени "доктора наук", "магистра", кроме продолжительной процедуры составления устных и письменных испытаний, предшествовала и не менее сложная процедура защиты. Публикация диссертации осуществлялась за счет автора и требовала значительных средств. Так, согласно решению Рады Киевского университета от 27 февраля 1859 г. каждый претендент на степень магистра или доктора должен был представить 80 экземпляров своей диссертации.

На протяжении второй половины ХІХ - начала ХХ ст. усиливается тенденция относительно роста научного потенциала в университетах Украины, увеличивается количество преподавателей-ученых. Так, в Киевском университете на протяжении 1863 - 1883 гг. было удостоено 74 преподавателя ученого степени доктора наук, а 39 - степени магистра [2]. За период с 1863 по 1874 год в Новороссийском университете было подготовлено и успешно защищено 20 докторских и 13 магистерских диссертаций.

Тем не менее, наибольшие темпы роста научного потенциала имели место в деятельности Харьковского университета. На протяжении второй половины ХІХ века в Харьковском университете было защищено 187 докторских и 84 магистерские диссертации. Если взять данные за весь дореволюционный период, то это составляло соответственно 65% и 53,5%. С 1899 по 1917 год в Харьковском университете было защищено 84 докторские и 37 магистерских диссертаций, т.е. 121 диссертация. Это почти треть диссертаций, защищенных в университете с 1805 по 1917 год.

Нужно указать, что преподаватели педагогических дисциплин в университетах Восточной Украины имели ученые степени по философии и других гуманитарных наук. Так, С. Гогоцкий, претендуя на должность ординарного профессора кафедры педагогики Киевского университета имел к тому времени степень доктора философии и старинной филологии [7].

Таким образом, научно-педагогический потенциал восточноукраинских университетов был более мощен от западноукраинских. Серьезные недостатки в подготовке научно-педагогических кадров имели, в частности, место в Черновицком университете. Свидетельством этого является докладная записка профессорской коллегии философского факультета, которая датирована 1909 годом. В ней указывалось на то, что "за тридцать лет существования Черновицкого университета лишь один физик и только два математики получили ученую степень". В отличие от естественных наук гуманитарную сферу научных знаний в университете Буковины было представлено значительно сильнее. Нужно указать, что преподаватели философского факультета большей частью получали должности доцентов в родном университете или же приобретали звание профессоров в других университетах Австро-Венгрии.

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что во второй половине ХІХ – начале ХХ века на территории Украины шел активный процесс формирование научной элиты, центром которого был Харьковский университет.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Багалей Д.И. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805 –1905) / Д.И. Багалий, Н.Ф. Сумцов,            В.П. Бузескул. – Х.: Изд-во ун-та, 1906. – 329 с.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. 50-летие Императорского университета св. Владимира (1834 – 1884): Речь, произнесённая на юбилейном акте / М.Ф. Владимирский-Буданов. – К.: Тип. ун-та, 1884. – 59 с.

3. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / А.Я. Савельев, А.И. Мамот, В.Ф. Хотеенков и др.; В.Г. Кинелëв (ред.). – М.: НИИВО, 1995. – 352 с.

4. Иванов А.Е. Учёные степени в Российской империи ХVІІІ в. – 1917 / А.Е. Иванова. – М.: Наука, 1994. – 278 с.

5. Історія Київського університету. 1834 – 1859 (До 125-річчя з дня існування)/ Відп. ред. проф. О.З. Жмудський. – К.: Вид-во Київського ун-ту, 1959. – 629 с.

6. ЦДІА. – Ф. 707. – Оп.16. – Спр. 612. – Арк. 9. – Письмо ректора Киевского университета Киевскому Военному Подольскому и Волынскому генерал-губернатору, февраль 1851 г.


Подано до редакції  21.09.12

_____________