УДК 37.091.3:811.161.1

Н. А. Лобачёва

РИТОРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В статье рассматриваются особенности риторизации учебного процесса при формировании информационно-коммуникативной компетенции младших школьников, условия успешного применения данной технологии обучения в начальных классах, а также способы риторизации учебного процесса, основанные на использовании когнитивных методов обучения.

Ключевые слова: риторизация, учебный процесс, информационно-коммуникативная компетентность, когнитивные методы обучения.

 


Согласно требованиям нового Государственного стандарта начального образования в Украине дети должны овладеть ключевыми компетентностями, предусматривающими их личностное, социальное и интеллектуальное развитие, которые формируются на межпредметной основе [3, с. 5]. Мы считаем, что именно риторизация учебного процесса как одно из эффективных средств саморазвития учащихся создаёт полноценные условия для межпредметной интеграции.

Цель данной статьи — рассмотреть способы риторизации учебного процесса при формировании информационно-коммуникативной компетентности младших школьников.

Термин "риторизация" в широком смысле можно рассматривать как использование потенциала риторических возможностей человека; осуществление диалога; использования в учебной деятельности жанрового разнообразия и др. В нашем исследовании данный термин используется в значении, предложенном С. А. Минеевой: "технология преподавания, когда процесс познания строится в форме диалога, общения с текстами" [1, с. 11].

Применение данной технологии в учебном процессе позволит учителю обеспечить условия для развития у учащихся умений устанавливать контакт с аудиторией, способности управлять своим поведением, словом, мыслью, овладевать различными речевыми жанрами.

Мы вправе утверждать, что любая учебная ситуация на уроке потенциально риторическая, т. к. в ней присутствуют основные компоненты речевой коммуникации: адресанты и адресаты, общее содержание общения, контактное взаимодействие. Риторизация помогает точнее выразить мысль, а также стать интересным для адресата.

Л. М. Синельникова выделяет условия успешной риторизации: постоянное внимание к риторическому тексту; культивирование различных форм диалогичности, сочетание устных и письменных форм, создание общего интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства, соблюдение литературных норм языка и речи и др. [2, с.110].

Вслед за Хуторским А.В. мы считаем, что при таком подходе обучение основано на эвристической ориентации образования, которая позволяет учащимся познавать окружающий мир, создавая при этом образовательную продукцию, что способствует формированию у них информационно-коммуникативной компетенции [4, с. 369].

Можно выделить следующие особенности риторизации учебного процесса в начальной школе:

1. Широкое использование когнитивных методов обучения (метода эмпатии, метода образного видения, метода символического видения, метода эвристических вопросов, метода сравнения несопоставимых понятий, метода словесного рисования и др.) наряду с коммуникативными, познавательными, преобразовательными и др. способами обучения.

2. Диалогизация учебной ситуации на определенном этапе урока (при сообщении нового материала, актуализации опорных знаний, в процессе закрепления пройденного материала, обобщении и систематизации).

3. Использование жанрового разнообразия как учителем, так и учащимися в процессе передачи информации.

4. Моделирование учащимися собственного выступления перед аудиторией в соответствии с поставленной целью (составление инструкции по выполнению задания, интервью с адресантом и адресатом речи, написание критической заметки, аннотации, письма автору художественного произведения, отзыва о тексте, представление от имени персонажа и т. п.).

5. Совершенствование культуры вербальной и невербальной коммуникации.

Следует отметить, что данную технологию целесообразно применять не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в процессе изучения других дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом начального образования в Украине.

В нашей статье мы рассмотрим использование когнитивных методов обучения как один из способов риторизации учебного процесса в начальных классах. Цель использования данных методов — познание объекта, которое связано с когнитивными процессами.

1. Метод эмпатии (вживания) предполагает посредством чувственно-образных и мысленных представлений "переселиться" в изучаемый объект:

а) на уроке литературного чтения — рассказ от имени персонажа, диалог персонажей от первого лица;

б) на уроке "Я и Украина" — прием персонификации ("Представьте себе, что вы — дерево. Ваши руки — ветви, ваши ноги — корни. Расскажите, что чувствует дерево? Что оно видит? О чём оно может нам рассказать?".

2. Метод образного видения как эмоционально-образное исследование объекта:

а) на уроке математики: "Посмотрите на это число. Расскажите, на что оно похоже? Почему вы так считаете? О чём оно может нам рассказать?";

б) на уроке литературного чтения: "Какого цвета это стихотворение? Почему вы так думаете?".

3. Метод символического видения как познание глубинного образа реальности, содержащий в себе ее суть:

а) на уроке "Я и Украина": "Голубь — символ мира. Растолкуйте значение символа".

б) на уроке литературного чтения — в процессе обобщения и систематизации изученного материала / темы ("Подберите / нарисуйте символ к художественным произведениям, с которыми вы познакомились").

4. Метод эвристических вопросов, порождающий необычные идеи и решения, может быть использован на любом уроке. Суть постановки вопросов заключается в том, что один учащийся задает вопросы другому / другим: "Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда?" после знакомства с новым материалом в целях проверки первичного восприятия информации.

5. Метод сравнения также применим практически на всех уроках в начальной школе, т. к. одной из особенностей аналитического мышления является понимание через сравнение предметов, объектов, действий, явлений и т. п. "Что значит сравнить предметы, явления? Всегда ли мы можем это сделать? Почему? Давайте попробуем сравним несравнимое".

6. Метод словесного рисования как ассоциативное описание действительности на основе наблюдения или воссоздающего воображения:

а) на уроке литературного чтения: коллективное или групповое описание предмета, явления, процесса ("Давайте вместе составим описание зимнего утра");

б) на уроке музыки: индивидуальное, групповое, коллективное описание ощущений, которые вызывает музыкальное произведение ("Давайте нарисуем эту музыку. Какой цвет в нашей картине будет главным? Какие цвета вспомогательными?").

7. Метод конструирования правил, которые "открыты" учениками:

а) на уроке русского языка: работа в малых группах ("Из данного текста выявите только предложения, в которых выражено эмоциональное отношение автора. Сколько их? Чем они отличаются от повествовательных предложений? Какие эмоции в них выражены? Как можно назвать такие предложения? Давайте определим, что такое восклицательное предложение. Составьте связный текст из 5 восклицательных предложений. Прочитайте их с соответствующей интонацией";

б) на уроке математики: коллективная работа / работа в малых группах ("Из предложенных примеров на нахождение суммы составить примеры на нахождение неизвестного слагаемого").

8. Метод гипотез как конструирование версий ответов на вопрос учителя:

а) на уроке математики: при решении задач на движение ("Что будет, если скорость автобуса снизится / увеличится на 15 км\ч? Прибудет ли он в назначенное время в пункт А?);

б) на уроке литературного чтения ("Что было бы, если б главный герой произведения поступил иначе?").

9. Метод прогнозирования как исследование динамики изменений объекта наблюдения:

а) на уроке "Я и Украина" (раздел "природоведение"): предлагается нарисовать высаженный лук таким, каким он будет через 5 дней;

б) на уроке литературного чтения: при формировании артикуляционных навыков, в частности, произнесения определенных скороговорок, предлагается отметить в тетради предполагаемый положительный результат, например, "через какое время я смогу четко и правильно проговаривать скороговорки, если каждый день буду произносить их по 10 раз".

10. Метод ошибок в качестве углубления в образовательный процесс с целью их конструктивного использования:

а) на уроке математики: при изучении взаимосвязи сложения и вычитания, умножения и деления выдаются карточки с заданием, в котором требуется проверить, правильно ли Незнайка решил примеры и помочь ему исправить ошибки, если они есть.

б) на уроке русского языка: в процессе работы над ошибками после написания контрольного диктанта, изложения, сочинения можно предложить отредактировать текст, используя различные стили речи.

Такой подход побуждает учителя и учащихся начальных классов становиться сильными языковыми личностями, способными на речемыслительное творчество, проявляющими стилистическую гибкость и риторические способности в организации общения.

Таким образом, риторизацию учебного процесса можно рассматривать как один из способов формирования информационно-коммуникативной компетенции младших школьников, который предполагает широкое использование в учебной деятельности когнитивных методов обучения не только на уроках языка и литературного чтения, но и на других дисциплинах, предусмотренных Государственным стандартом начального образования в Украине.

При таком подходе учитель способствует созданию интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства на уроке, что позволяет обеспечить возможности самореализации учащихся, толерантного отношения их друг к другу, развитие умений устанавливать контакт с аудиторией и т.п.


 

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Минеева С. А. Проблемы и трудности риторизации / Минеева С. А. // Риторика диалога в становлении научно-гуманитарной системы образования: проблемы исследования и преподавания (Материалы 11 научно-практической конференции 10-11.11.2002). – Пермь : ЗУУНЦ, 2002. – С.34-39.

2. Синельникова Л. М. Комплекс профессиональных компетенций в проекции на личность филолога 21 в. / Синельникова Л. М. // Освіта Донбасу. – Луганськ, 2001. – №1 (144). – С. 109-117.

3. Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений на русском языке (1-4 кл.) / Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. – [Офиц. изд.] – К. : Видавничий дім "Освіта", 2012. – С. 4-91.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика / Хуторской А. В. – М. : Высшая школа, 2007. – С. 368-396.


Подано до редакції 11.09.12 

_____________