УДК 371.014

Н. Л. Пастухова, А. О. Пастухов

(Украина, г. Донецк)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

В статье проанализированы показатели состояния здоровья одаренных детей, причины ухудшения, сопоставлены результаты с данными детей Российской Федерации, Всемирной Организации Здравоохранения.

Ключевые слова: здоровье, одаренные дети, условия поддержания здоровья

 


Актуальность. Современный школьный образовательный процесс характеризуется интенсификацией умственной деятельности, увеличением объема информации, подлежащей усвоению, переходом от традиционных способов ее передачи к использованию компьютерных средств и телекоммуникационных сетей глобального масштаба, загруженностью учащихся учебными заданиями, уменьшением времени активного отдыха, повышением доли статической нагрузки в условиях дефицита учебного времени, способствующих прогрессирующему ухудшению здоровья учащихся от 1-го класса к 11-му [1, 3, 4, 5]. Комплекс школьных факторов риска негативно воздействует на развитие и здоровье учащихся. В сфере учебной деятельности стрессовые состояния наряду с угрозой здоровью негативно влияют на эффективность обучения, снижают удовлетворенность учебой, способствуют возрастанию физиологической цены успеха.

Цель работы – анализ состояния здоровья одаренных детей, условий его поддержания.

Объект исследования – здоровье одаренного старшеклассника в образовательном учреждении нового типа.

Задачи исследования: выявить особенности состояния здоровья одаренного старшеклассника, определить условия поддержки здоровья в образовательном процессе учреждении нового типа.

Использованы методы: обзорно-аналитический, ретроспективный анализ медицинских карточек, психометрические методы, наблюдение, математический анализ данных.

Современные требования к уровню знаний школьников и их мотивированное желание получить высшее образование часто нуждаются в дополнительных занятиях, при этом длительность учебного дня школьника достигает 12 часов. Фактическая учебная нагрузка в гимназиях и лицеях значительно превышает ее гигиенический уровень – от допустимых пяти часов в день до 12 [1]. Ритм жизни современных подростков предопределяет возникновение хронической усталости, неблагоприятный ход адаптационных процессов и нарушение физического развития.

Учащиеся в связи с перегрузками чаще сталкиваются с такими проблемами со здоровьем, как невротизация, повышение артериального давления, снижение остроты зрения, нарушение осанки. Такая тенденция свидетельствует, что у одного подростка регистрируется сразу несколько болезней [7]. Интеллектуальная одаренность, как системное свойство личности, трансформирует все ее стороны (эмоциональная сфера, характер, социальный интеллект, система ценностей, самосознание), придавая ряд особенностей здоровью, в том числе и психическому: потребность в саморазвитии; склонность к рефлексии; интеллектуальные особенности (креативность, стиль мышления, стремление категоризировать материал, выдвигать гипотезы, умение видеть противоречия) [2]

Поддержка высоких темпов развития интеллектуального развития детей с признаками одаренности всегда связана с перегрузками обучающихся, нарушением условий сохранения их здоровья. С другой стороны, искусственное нивелирование одаренности не всегда приводит к положительным результатам [2].

В Донецкой области, как и в большинстве областей Украины, функционирует учебное заведение нового типа для одаренных детей – общеобразовательное специализированное санаторное интернатное заведение (ОССИЗ) "Эрудит" для одаренных детей, где ежегодно обучается 120 учеников 10-11 классов из 41 населенного пункта Донецкой области. За время существования учебного заведения (с 1999 года) 568 лицеистов стало призерами областного (ІІІ) этапа, 177 лицеистов — призерами IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад, 27 лицеистов — призерами международных олимпиад.

Результаты исследований. Здоровье — это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде [7]. Лишь у 7%(!) украинских школьников наблюдается удовлетворительное функциональное состояние организма. Уже в первом классе отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата имеют 11% школьников, носоглотки — 25%, нервной системы — 30%, органов пищеварения — 30%, аллергические проявления зафиксированы у 25% детей. По данным НАМН Украины, заболеваемость детей школьного возраста за последние десять лет выросла почти на 27% [1].

Лицеисты, представляя выборку учащихся различных районов Донецкой области, подтверждают отмечаемые закономерности ухудшения здоровья среди старшеклассников вообще и среди имеющих высокие показатели обучения, в частности. Поскольку контингент лицеистов формируется из выпускников основной школы, повышенные показатели заболеваемости связаны с искусственной концентрацией одаренных детей в одном учебном заведении.

На рисунке представлена динамика основных заболеваний лицеистов за 2011 и 2012 годы. Результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о доминировании ортопедических и хирургических заболеваний (96%), а среди них – нарушения осанки и сколиоза. На второй позиции – проблемы со зрением. Подобное состояние – закономерный результат учебных перегрузок дополнительно с пренебрежением физическими нагрузками. Ни один из интеллектуально одаренных детей не принял участие в олимпиаде по физической культуре (третий год проводится в Донецкой области), в то время как участи в иных интеллектуальных соревнованиях считаются делом привычным. В результате – дополнительные нагрузки на организм и очередные проблемы со здоровьем.


 

Рис. Динамика основных заболеваний лицеистов (2011, 2012 гг.)

 


Аналогичную ситуацию отмечают и российские медики: за период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Негативная динамика состояния здоровья особенно выражена при обучении детей в учреждениях с повышенным уровнем образования (гимназии, лицеи) — за период обучения заболеваемость увеличивается на 74,4% [4].

Медицинская служба лицея осуществляет контроль состояния здоровья лицеистов, предоставляет первую медицинскую помощь, проводит лечебно-профилактические мероприятия и оздоровление. По результатам углубленного медицинского обследования, который проводится в начале каждого учебного года, даются медицинские рекомендации по индивидуализации учебной деятельности в период интенсивного учебного года, ведется индивидуальный медицинский контроль каждого лицеиста. Дважды в год (весной и осенью) проводится протирецидивное лечение. Для предотвращения повышения заболеваемости ОРВИ и гриппом всем лицеистам проводится сезонная профилактика витаминными и иммуностимулирующими препаратами.

Интеллектуальная одаренность неоднозначно влияет на уровень психического здоровья: с одной стороны — способствует снижению тревожности, с другой стороны повышает риск дезадаптации и препятствует адаптации в группе [5].

В учебных заведениях для одаренных детей, и ОССИЗ "Эрудит" не исключение, возникают уникальные по своему содержанию проблемы социально-психологичекой адаптации, так как одаренная личность, сталкивается с повышенными требованиями к способностям, успеваемости и обучается в окружении сверстников, не менее талантливых. Кроме того, как и многие гимназии и лицеи для одаренных детей, ОССИЗ "Эрудит" предусматривают проживание учащихся в отрыве от родителей, что повышает требования к самостоятельности [2].

Уязвимость психического здоровья одаренных старшеклассников связана со страхом самовыражения, с переживанием социального стресса и тревожностью в ситуации проверки знаний не только в пределах лицея, но на различных интеллектуальных соревнованиях. Частота акцентуированных подростков среди одаренных в 2 раза выше, чем среди обычных школьников, что может говорить о тесной связи между характером и одаренностью.

Условия поддержки психического здоровья одаренных старшеклассников направлены на развитие интеллекта, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня социальной адаптации и практически выражаются через создание творческой обстановки в учёбе, обеспечение развития способностей учащихся и высокую их востребованность, своевременную и адекватную диагностику психического здоровья, индивидуальное психологическое консультирование, проведение психологических тренингов.

Таким образом, современное состояние здоровья одаренных детей обусловлено большей учебной перегруженностью в течение дня, нерациональным построением режима и образа жизни. Структура хронических и острых заболеваний у всех подростков однотипна. Медицинское обеспечение одаренных детей осуществляется в режиме мониторинга с проведением оздоровительно-реабилитационных программ на базе образовательного учреждения. В будущем можно прогнозировать ухудшение показателей, поскольку вероятность уменьшения объема информации и практических навыков, которыми должен владеть старшеклассник, маловероятны.

Авторы выражают благодарность Ирине Юрьевне Муравской, медицинскому работнику ОССИЗ "Эрудит", за помощь в работе.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Антипкин Ю.Г. VI Конгресс педиатров Украины: профессиональный диалог о самом важном / Ю.Г. Антипкин, Р.А. Моисеенко, Н.В. Хайтович // Здоров’я України. 2009, № 24/1. С . 810.

2. Василенко А.О. Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника в образовательном процессе лицея: автореф. дис. канд. психолог. наук : 19.00.07 / Василенко Анастасия Олеговна; Северокавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2007. 21 с.

3. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: автореф. диc. … доктора биолог. наук: 03.00.13 / Криволапчук Игорь Альлерович. М., 2008. 475 с.

4. Максимова Т.М. Состояние здоровья, условий жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т.М.Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина и др. М.: ПЕР СЭ, 2008. 367 с.

5. Погодина Е.В. Морфофункциональные показатели здоровья одаренных детей: автореф. дис. канд. мед. наук : 14.00.09 / Погодина Елена Валерьевна; Нижегородский университет. Нижний Новгород, 2005. 191 с.

6. Електронний ресурс: режим доступу : http://www.who.int/ru/ Всемирная организация здравоохранения.


Подано до редакції 02.07.12

_____________