УДК 614.253.4

М. С. Гончаренко, Н. Г. Кучук (Украина, г. Харьков)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Рассмотрены вопросы состояния здоровья студентов высшего учебного заведения. Проведен анализ состояния здоровья и исследована его динамика на основании данных медицинской статистики заболеваемости студентов Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.

Ключевые слова: здоровье студентов, группы диспансерного, хронические заболевания.

 


Актуальность. Проблема формирования здоровья и здорового образа жизни существовала всегда. Она становилась все актуальнее с каждым новым этапом развития науки, культуры. Особенно остро данная проблема среди студенческой молодежи стала в связи со стремительной интенсификацией образовательного процесса. Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к выпускникам вуза. Особенно это касается студентов педагогических специальностей, которые должны быть не только здоровыми, но и нести знания своим ученикам о том, как стать здоровыми. По данным статистических исследований, менее 50% студентов, поступающих в высшее учебное заведение, практически здоровы. Более 2000 студентов имеют диагноз миопия [6].

Анализ литературы [1 – 8], посвященной аспектам здоровья студенческой молодежи, показывает, что в каждом вузе должна функционировать система контроля за динамикой состояния здоровья студентов и организации реабилитационной и профилактической работы с каждым студентом с учетом исходного состояния его здоровья, условий и образа жизни.

Наиболее приоритетным направлением в области диагностики состояния здоровья студентов считается профилактика заболеваемости. Данные о заболеваемости помогут оперативно планировать оздоровительно-профилактические мероприятия, определить форму и структуру валеологической службы для студентов, а сведения о базовых элементах поведения студентов дают возможность формировать их здоровый образ жизни, а также создавать различные оздоровительные программы.

Цель статьи: анализ и исследование динамики результатов ежегодных медосмотров студентов 1 – 4 курсов Харьковского национального университета имени Каразина за период с 2009 по 2012 г.

Задачей, рассматриваемой в данной статье, является выявление функциональных нарушений в состоянии здоровья студентов Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина на основе проведенного анализа.

Методика. Согласно общепринятой в медицинской статистике системе анализа состояния здоровья обследуемые студенты делятся на четыре группы [9]. Первая группа D1 включает практически здоровых студентов, которым разрешается заниматься физкультурой со сдачей всех возрастных нормативов по физической культуре. Вторая группа D2 включает студентов, которые имеют одно хроническое заболевание. Эти студенты обязаны ходить на занятия по физкультуре, но освобождаются от сдачи нормативов. Третья группа D3 включает студентов, которые имеют два – три хронических заболевания. Они представляют собой спецгруппу, физические нагрузки которой определяются особенностями хронических патологий и степенью их выраженности. Среди этих студентов группы ЛФК формируются по диагнозам. Например, группы ЛФК для студентов с проявлениями сколиоза, остеохондроза, нарушений менструального цикла и др. Четвертая группа D4 включает студентов-инвалидов, которые проходят занятия ЛФК в группах при студенческой поликлинике. Этот процесс оценки состояния здоровья студентов осуществляется во время первого медосмотра семью специалистами-врачами. Далее по результатам медосмотра спортивный врач осуществляет распределение студентов по группам здоровья и формирование спецгрупп.

Результаты и их обсуждение. При поступлении в университет студенты оказываются в новых условиях, адаптация к которым представляет собой сложный процесс и сопровождается значительным напряжением всех органов и систем организма. Учитывая то, что интенсивные умственные нагрузки в наибольшей степени приходятся на период студенчества, возрастает роль тщательного контроля за состоянием здоровья студенческой молодежи. В последнее время многие ученые поднимают вопросы, связанные с проблемой сохранения и укрепления здоровья студентов в период их обучения в вузе, изучая состояние их здоровья, анализируя факторы, влияющие на него. Состояние здоровья студенческой молодежи вызывает серьезную озабоченность. Наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, причем, преимущественно по тем, которые формируют хронические болезни (заболевания органов дыхания и зрения, нервной, сердечно-сосудистой системы, нарушения иммунитета). В табл. 1 представлены результаты распределения студентов Харьковского национального университета в группы диспансерного наблюдения в зависимости от количества хронических заболеваний.

Так, в группу диспансерного наблюдения D1 по состоянию здоровья были определены в 2009 г. – 43 %, в 2010 г. – 37 %, в 2011 г. – 40 %, в 2012 г. – 50 % прошедших медосмотр первокурсников (Рис. 1-4). Наибольшее количество студентов 2 курса, имеющих 1 хроническое заболевание было выявлено в 2010 году и составляло 58%, а в 2009 и 2011 годах оно составляло 50%. Количество прошедших осмотр студентов 3-го и 4-го курсов и допущенных для занятий в группе D1 колеблется в пределах 25 – 30% (табл. 1), что достоверно ниже количества студентов первокурсников, занимающихся в этой группе.


Таблица 1

Динамика распределения студентов ХНУ имени В. Н. Каразина, занимающихся

 физкультурой в зависимости от уровня здоровья

Год
поступ-ления

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

число обследов. студентов

процентное соотноше­ние

число обследов.
студентов

процентное соотноше­ние

число обследов.
студентов

процентное соотноше­ние

число обследов.
студентов

процентное соотноше­ние

2009

D1

379

43%

320

37%

266

30%

250

30%

D2

402

45%

429

50%

530

60%

518

60%

D3

98

12%

110

13%

70

10%

100

10%

D4

2010

D1

423

30%

350

22%

381

25%

 

D2

720

55%

757

58%

704

60%

D3

211

15%

250

20%

211

15%

D4

2011

D1

349

40%

302

40%

 

D2

441

47%

431

50%

D3

112

13%

152

10%

D4

2012

D1

437

50%

 

D2

351

30%

D3

204

20%

D4

Рис. 1. Динамика распределения студентов ХНУ имени В.Н. Каразина,

занимающихся физкультурой в зависимости от уровня здоровья поступивших в 2009 году

Рис. 2. Динамика распределения студентов ХНУ имени В.Н. Каразина,

 занимающихся физкультурой в зависимости от уровня здоровья поступивших в 2010 году

Рис. 3. Динамика распределения студентов ХНУ имени В.Н. Каразина,

 занимающихся физкультурой в зависимости от уровня здоровья поступивших в 2011 году

 

Рис. 4. Динамика распределения студентов ХНУ имени В.Н. Каразина,

 занимающихся физкультурой в зависимости от уровня здоровья в поступивших 2012 году

 


Такая направленность может быть объяснена ухудшением состояния здоровья студентов на старших курсах обучения. Такой вывод подтверждается процентом распределением студентов, допущенных к занятиям в группе диспансерного наблюдения D2 (табл. 1). Количество студентов первого курса в группе диспансерного наблюдения D3 с 2009 года до 2012 года увеличилось на 8%, что свидетельствует об увеличении абитуриентов университета с 2-3 хроническими заболеваниями. Но при этом также увеличилось на 20% и количество студентов первокурсников в группе диспансерного наблюдения D1. Следовательно, уменьшилось количество студентов, имеющих одно хроническое заболевание.

Таким образом, динамика заболеваемости студентов по мере их обучения в вузе имеет общие закономерности, что связано с условиями адаптации к процессу обучения и особенностями системы профилактической работы. Общими для всех групп студентов являются следующие факторы образа жизни, которые требуют приоритетного внимания: вредные привычки, неправильное питание, нерегулярность занятий физкультурой. В формировании здорового образа жизни студенческой молодежи приоритетной должна стать роль учебных программ, направленных на формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье, а также на его сохранение и укрепление.

Выводы. Состояние здоровья студентов Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина ухудшается в процессе обучения. Уменьшается количество практически здоровых студентов 2 – 4 курсов в среднем на 50 %. Возрастает процент студентов, имеющих одно хроническое заболевание. Также настораживает стремительный рост количества студентов, имеющих два три хронических заболевания, как в течение обучения в Харьковского национального университете, так и по исходному уровню состояния здоровья студентов при поступлении. Это подтверждается анализом количества выявленной патологии на примере обследования терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, стоматолога, гинеколога и окулиста.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. – Донецк: Сталкер, 2002. – 590 с.

2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.О. Попова. – К.: Здоровье, 1998. – 248 с.

3. .Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа, 2003. – 417 с.

4. Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов: [учеб. пос.] / Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. – 124 с.

5. Козин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для, студ. ВУЗов / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

6. Кучук Н.Г. Динамика физического здоровья студентов / Н.Г. Кучук // Міжн. наук. конф. "Ш Харківські студентські філософськи читання", квітень 2006 р. – Харків: ХНУ ім. В.Н. Каразіна, 2006. – С. 290-293.

7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней : учеб. пос. / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

8. Никифоров Г.С. Психология здоровья : [учеб. для студ. вузов] / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев и др. / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.


 

Подано до редакції  09.07.12

_____________