УДК 79+796
А. В. Бутько,
П. А. Абрамович
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ
РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматривается проблема
совершенствования процесса физического воспитания на основе разработки рационального
содержания и методики построения тренировочных заданий для повышения оздоровительной
эффективности занятий.
Ключевые слова: учебный
процесс, студент, профессиональная подготовка, развитие, нагрузка.
Введение. Прикладная физическая подготовка в высших учебных заведениях студентов творческих специальностей представляет собой один из видов специализированного процесса физического воспитания, направленного на развитие физических и психических качеств музыкантов, а так же на формирование двигательных умений и навыков, применительно к конкретным особенностям той или иной музыкальной профессии [1].
Исходя из этого, физическое воспитание студентов творческих специальностей помимо задач, определенных общевузовской программой, ставит дополнительно свои специфические задачи: воспитание физических качеств, особенно важных для конкретных музыкальных профессий; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий музыкальной деятельности и профилактика профессиональных заболеваний; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, имеющих профессиональное значение; изучение особенностей профессиональной деятельности студентов разных музыкальных специальностей.
Программа по физическому воспитанию музыкантов, прежде всего, должна учитывать физиологические характеристики факторов, определяющих содержание видов труда музыкантов, рабочей позы, рабочим местом и двигательными возможностями человека, положением туловища, ног, рук и головы. Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей связана с большой нервно-психической нагрузкой, а высокая эмоциональность может привести к возникновению как общего, так и местного утомления и даже нервного перенапряжения.
Поэтому приоритетными задачами физического воспитания студенческой творческой молодежи будет являться направленность учебно-тренировочных занятий на сохранение и коррекцию здоровья, повышение функциональной и двигательной подготовленности, формирование здорового стиля жизни [2].
Для того чтобы физическое воспитание в вузе выполняло свои функции, то есть стало действенным средством укрепления здоровья и повышения физической подготовленности, основополагающими принципами должны являться его регулярность, достаточность и гибкая вариативность, отражающая специфику учебной работы и быта студентов.
В этой связи возникает необходимость совершенствования процесса физического воспитания на основе применения эффективных форм и методов организации учебно-тренировочных занятий студентов вуза, направленных на улучшение их физического состояния. Разработка наиболее эффективных средств во многом зависит от наличия объективной информации о физическом здоровье и функциональном состоянии студентов, благодаря которым можно определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся[3].
Анализ научно-методической литературы
показал, что имеющиеся рекомендации по совершенствованию физических качеств у
студентов имеют противоречивый характер. Методика физического воспитания в
вузе, как правило, не учитывает индивидуальный уровень развития двигательных
качеств, а также специфику учебно-трудовой деятельности студентов [4]. При разработке
и планировании раздела профессионально-прикладной физической подготовки
студентов музыкантов перед преподавателем физической культуры возникает множество
вопросов. С целью совершенствования навыков исполнительского мастерства,
развитие каких мышечных групп и каких физических качеств является приоритетным
для каждой специализации? Какой объем и какая интенсивность нагрузки необходимы?
Ответы на эти вопросы преподаватели ищут интуитивно [1, 5].
С учетом направленности
учебно-тренировочного процесса интерес представляет проблема разработки
конкретных средств физической подготовки, изложенных не в традиционном виде
отдельных физических упражнений, а в новой, более прогрессивной организационно-методической
форме представления содержания тренировочного процесса – стандартных
тренировочных заданий. Значение задания определяется в зависимости от его места
в ряду других заданий, а их организация во времени предопределяет целостность
занятия.
Целью данного исследования являлась разработка рационального содержания и методики построения тренировочных заданий для повышения оздоровительной эффективности учебных занятий по физической культуре в условиях творческого вуза.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось путем решения следующей задачи:
- определить содержание и направленность процесса физического воспитания.
Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: изучение и анализ литературных источников, педагогические наблюдения, метод педагогического тестирования, педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Для определения состояния здоровья, уровня физической подготовленности и построения наиболее подходящей модели занятий физической культурой в сентябре 2010 года мы протестировали студентов, обучающихся на первом курсе факультета музыкального искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств.
С целью изучения текущего состояния физической подготовленности студентов и выявления динамики показателей, характеризующих ее, тестирование проводится два раза в год: один раз в осеннем и один раз в весеннем семестрах.
Повышение эффективности процесса физического воспитания следует искать не в прямом увеличении объемов нагрузки, а в оптимизации процесса тренировки за счет качественно новой организации занятий. На основании индивидуальных показателей физической подготовленности юношей и девушек нами были подобраны оптимальные физические нагрузки, средства и методы физического воспитания.
Учебный процесс осуществлялся на основе применения специально разработанных и каталогизированных стандартных тренировочных заданий с преимущественной направленностью на воспитание основных физических качеств, а важнейшим методическим приемом должен являться вариативный подход к применению.
Стандартизация разработанных и составленных в каталог тренировочных заданий в виде комплексов специально-подготовительных упражнений с преимущественной направленностью на воспитание основных двигательных качеств будет способствовать более целенаправленному их развитию и становлению рациональной техники. Вместе с тем, используя целевые установки на варьирование отдельных компонентов тренировочного задания, преподаватель имеет возможность дифференцировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей и текущего состояния занимающихся в условиях каждого учебно-тренировочного занятия. Применение тренировочных заданий методом вариативного упражнения позволяет снизить монотонность, увеличить диапазон целесообразных вариаций основного двигательного действия, создать условия к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности.
Первоначально были изучены более полутора тысяч упражнений и предлагаемые в литературных источниках комплексы упражнений, из которых для дальнейшей экспериментальной проверки на базе предварительно отобранных 450 упражнений были составлены 20 комплексов упражнений.
При апробации в условиях занятий
определялась продолжительность выполнения каждого упражнения в отдельности и всего
комплекса в целом, дозировка и количество повторений, длительность интервалов отдыха,
качество выполнения упражнений, отношение студентов к работе и их самочувствие.
Учитывались организационные особенности реализации предложенных комплексов, их
преимущественная направленность на воспитание основных физических качеств.
Была использована обязательная форма физического воспитания – учебно-тренировочное занятие, имеющее традиционную структуру и проводимое с учетом требований, предъявляемых к урочной форме. Подготовительная и заключительная части занятий проходили по общепринятой структуре. Основная часть занятия была разделена на два блока.
Первый блок – обучающий. Основной
задачей в этом блоке являлось изучение и совершенствование техники легкоатлетических
и гимнастических упражнений, а также элементов спортивных и подвижных игр.
Второй блок – оздоровительно-развивающий. Основной задачей в этом блоке являлось оптимизация функциональных возможностей организма занимающихся, развитие двигательных качеств.
В целях изучения динамики физического состояния
занимающихся в конце учебного года (май
Таблица 1
Показатели
физической подготовленности девушек в течение учебного года
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Начало учебного года, М±m |
Конец учебного года, M± m |
Прирост, % |
1. |
Челночный бег 4х9 м, сек. |
11,01±0,07 |
10,72±0,06 |
2,71 |
2. |
Бег |
116,4±1,49 |
112,3±1,16 |
3,65 |
3. |
Прыжок в длину с места, см. |
166,5±1,57 |
169±2,08 |
1,48 |
4. |
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз |
41,4±1,6 |
45,8±1,2 |
9,6 |
Таблица 2
Показатели
физической подготовленности юношей в течение учебного года
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Начало учебного года, M± m |
Конец учебного года, M±m |
Прирост, % |
1. |
Челночный бег 4х9 м, сек. |
10,38±0,05 |
10,08±0,04 |
2,97 |
2. |
Бег |
105,7±0,72 |
103,4±0,89 |
2,22 |
3. |
Прыжок в длину с места, см. |
192±1,08 |
199±1,75 |
3,52 |
4. |
Подтягивание на перекладине, кол-во раз |
7,4±0,4 |
8,6±0,3 |
13,9 |
Таким образом, на основании представленных данных можно сделать вывод о том, что тренировочные задания, сгруппированные по своей преимущественной направленности на воспитание определенных физических качеств, способствуют более эффективному решению задач по улучшению здоровья и развитию физических и функциональных возможностей молодежи. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:
1. Теоретический анализ специальной научно-методической литературы и собственные данные подтверждают, что приоритетному использованию инновационных и рациональных средств, форм и методов физического воспитания студентов творческих специальностей не уделяется необходимого внимания. Это существенно ограничивает качество их двигательной и физической подготовленности для достижения профессионального мастерства, формирования и реализации основ здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья и высокой работоспособности.
2. Традиционные методы спортивной тренировки являются лишь базисом в физическом воспитании студентов. При этом преподаватель из простого носителя информации становится настоящим помощником студентам в процессе достижения ими физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамович П.А. К вопросу о необходимости профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных специальностей творческих вузов / П. А. Абрамович, В. М. Сидоренко // Здоровый образ жизни – основа профессионального и творческого долголетия: мат-лы. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 29-30 янв. 2009 г. – Минск: ГУ "РУМЦ ФВН", 2009. – С. 4-6.
2. Бутько А. В. Оптимизация оздоровительной тренировки на занятиях по физической культуре в творческом вузе / А.В. Бутько, П.А. Абрамович // Здоровье для всех: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Пинск, 19-20 мая 2011. – Пинск: ПолесГУ, 2011. – С. 6-9.
3. Виленский
М. Я. Физическая культура и здоровый
образ жизни студента: уч. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – Москва: Гардарики, 2007. – 218 с.
4. Григорович Е. С. Физическая культура / Е.С. Григорович, В. А. Переверзев. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 224 с.
5. Толкачева И. Т. Влияние физической нагрузки на динамометрию рук музыкантов / И. Т. Толкачева // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №6. – С. 51-55.
Подано до редакції 19.03.12
_____________