УДК 378.1:574

О. В. Бубела

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

В статье экологическое образование студентов педагогического вуза рассматривается как социокультурный феномен. В ней представлены результаты опроса студентов, определяющего исходный уровень экологической культуры. Раскрываются некоторые направления экологического образования в вузе.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое поведение, экокультурные ценности.

 


Природно-ресурсные, экономические, экологические, социально-политические реалии ХХI века с неизбежностью ставят вопрос о необходимости повышения качества экологического образования и просвещения как во всем мире, так и в нашей стране. Проблема качества образования – это проблема достижения его цели, которая, применительно к экологическому образованию, связывается, прежде всего, с формированием экологической культуры населения.

На современном этапе развития общества проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения приобретает особую значимость из-за ухудшения экологических характеристик среды проживания, усложнения экологических проблем и увеличения их масштабов. В этой связи возрастает значимость повышения качества экологического образования в вузе, целью и результатом которого должно стать формирование экологической культуры как условия сохранения и дальнейшего развития человека, способного к созданию гармоничного взаимодействия с окружающей средой.

Экологическое образование можно рассматривать:

• как процесс приобщения индивида к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой (миром природы, урбанизированной, искусственной и социальной средой);

• как средство социализации и инкультурации личности, формирования ее индивидуальной экологической культуры, результатом которого является становление и развитие субъекта экологически ориентированной деятельности, приумножающей экологическую культуру цивилизации [1].

Таким образом, с одной стороны, в процессе образования идет приобщение подрастающего поколения к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, формирование индивидуальной экологической культуры (инкультурация).  С другой стороны, речь идет не только о воспроизведении в содержании экологического образования фрагмента культуры прошлого и настоящего, но и о ее творческом развитии.

Экологическая культура является органической, неотъемлемой частью общей культуры студентов, включает: интеллект экологически ориентированного ноосферного типа, востребованный современной цивилизацией; эксцентрический образ и способ мышления, динамично адаптируемый к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; новое экологическое мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли гармоничных отношений социума с природой.

Базисом экологической культуры является целостное мировоззрение, органично включающее в себя целостное представление об окружающем мире, осознание его как системной и изменяющейся реальности, в которой человек, даже если он духовен, и находится на вершине эволюционной пирамиды, остается по своей биологической сути равнозначным всем остальным существам биосферы. Ядро экологической культуры составляют универсальные ценности – Природа, Жизнь, Человек, Здоровье и идея их сохранения [2].

В привитии студентам культуры взаимоотношений с окружающим миром, основанных на экологических императивах, главная роль принадлежит экологическому образованию которое, оказывая поддержку личности в ее духовно- нравственном строительстве и помощь в гармонизации отношений с окружающим миром, во многом определяет перспективы дальнейшего социокультурного развития.

Анализ педагогической практики показал, что повышение качества экологического образования требует обновления его содержания посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия человека с природой.

Роль гуманитарных наук в экологическом образовании достаточна значима. В их содержании заложены колоссальный эколого-мировоззренческий потенциал и огромные эколого-воспитательные возможности. По образному выражению академика Н.Н. Моисеева "понимание места человека в Мироздании рождается убежденностью, что человек есть лишь порождение природы. Такое понимание возникает вместе с изучением природы логики ее развития, а укореняется в сознании с помощью гуманитарного мышления" [3]. Чрезвычайно важными оказываются интеграция естественнонаучного, технического, гуманитарного и художественно-эстетического образования, органичное расширение познания за счет ненаучных сфер и иных способов освоения мира, которые помогают постичь целостную картину мира, понять всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всего сущего, осознать природу как универсальную ценность жизни каждого человека, осмыслить меру своей ответственности за ее благополучие.

В настоящее время крен делается в сферу формирования определенных экологических знаний и принятия санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. И гораздо меньше внимания уделяется воспитанию у человека любви к природе.

Во многом это связано с непониманием, что воспитание должно предшествовать экологическому обучению. Знание того, что разрушает природу без сформированной любви к ней и сформированных стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. У нас же в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологии развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов негативно влияющих на развитие природы не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере.

Очень важно, чтобы правильное отношение к природе имело место в поведении студентов – будущих учителей. В этом направлении полезной будет пропаганда здорового образа жизни в образовательной среде вуза в виде различных мероприятий, конкурсов, акций, посвященных экологическим проблемам, которые необходимо систематически проводить в течение учебного года.

Неотъемлемой частью экологического образования является экологическое просвещение студентов. Чаще всего мы привыкли, что становление экологической культуры осуществляется через знания и умения в области естественных наук. Однако сегодня еще не до конца осмыслен значительный эколого-просветительский потенциал социогуманитарного знания об окружающем мире и человеке как части этого мира. Большое значение в этом направлении имеют такие дисциплины, как философия, культурология, этика, социология, педагогика, этнография и другие, непосредственно влияющие на становление мировоззрения молодого поколения.

Современное экологическое образование должно дать молодежи возможность выработать свою систему ценностей и развить ответные реакции на разнообразные экологические проблемы. Помимо роста осведомленности и озабоченности состоянием окружающей среды, студенты должны знать, что предпринять и как содействовать устойчивому использованию ресурсов окружающей среды – как в своем собственном образе жизни, так и через участие в принятии коллективных решений.

В проблемное поле экологического образования также входит необходимость проектирования экологии отношений. В первую очередь необходимо поместить в фокусе внимания отношения индивида и группы к миру природы и вещей: "Я – Оно" и "Мы – Оно". Именно эти отношения составляют основу экологической культуры в ее традиционном понимании – ценность сохранения окружающей среды и компенсации ущерба, наносимого ей деятельностью человека [4].

Хорошую подсказку для проблематизации дает дуальность этих отношений: защитить человека и культуру некоторой малой группы (начиная с семьи) не менее важно, чем защитить окружающую среду от вредных антропогенных влияний. Эти две позиции и две проблемы могут стать темой для проектных семинаров, дать темы для индивидуальных и групповых проектов.

Интересно проследить культурно-историческое развитие этих отношений, их архетипы в коллективном бессознательном – это неисчерпаемый источник тем для студенческих исследований. От мифов и преданий Древней Греции до "Борьбы за огонь" Ж. Рони и голливудского фильма "Миллион лет до нашей эры", от мичуринской фразы про то, что мы не можем ждать милостей от природы до программ по защите флоры и фауны родного края, от теории эволюции Ч. Дарвина до генетически модифицированных продуктов и клонирования животных.

Педагогическая коррекция нравственных установок, которые лежат в основе экологической культуры возможна, если противопоставить эгоцентристскому характеру взаимоотношений с окружающей средой экокультурные ориентиры. Такая постановка проблемы культурного развития побуждает нас учитывать духовно-нравственный и социокультурный аспект феномена экологического образования.

Культура (общая и собственно экологическая) есть не что иное, как продукт социальной и общественной деятельности людей, отражающий их духовно-нравственный потенциал. В этой ситуации корректировка культуры взаимоотношений с окружающей средой является предметом образования и воспитания в вузе. При этом чрезвычайно важно, чтобы весь спектр социальных влияний: семьи, учреждений дополнительного образования и культуры, был сфокусирован на духовно-нравственных приоритетах становления и развития молодого человека.

Поскольку цикличность, свойственная социокультурному развитию общества, присуща и человеку по мере развития его личности через раскрытие его связей с природой и социумом, то феноменологию экологического образования и воспитания можно представить в виде цепочки: природа в человеке - человек в обществе - личность в природе.

Исследуя проблемы экологического образования как социокультурного феномена, мы использовали методику "Незаконченные тезисы" с целью выявления исходного уровня экологической культуры будущих учителей начальных классов. Данные, полученные по итогам проведенного опроса, свидетельствуют о том, что оптимальным уровнем экологической культуры обладает лишь 19,6% студентов, допустимым – 52,4%, недопустимым – 28%, что свидетельствует о недостаточной сформированности экологической культуры у будущих педагогов начального звена образования.

Таким образом, очевидным является факт о том, что у большинства современных студентов культура взаимоотношений с окружающей средой находится на крайне низком уровне: восприятие ими природы ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, поэтому полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским отношением к ее богатствам; понимание необходимости бережного отношения к ней не подкрепляется ответственным общением с ней.

Содержание экологической грамотности студентов составляют знания об отрицательных для природы и человека результатах деятельности людей.. Отсутствие оптимистического прогноза о состоянии природы и жизни человека на Земле формирует и поддерживает в сознании студентов настроения безысходности, чрезвычайно затрудняя воспитание у них бережного отношения к природе и разрушая представления о смысле жизни человека на Земле.

Важной педагогической проблемой становится разработка соответствующих технологий, не только расширяющих знания студентов об экосистемах и закономерностях их функционирования, но и стимулирующих развитие чувственной сферы, их эмпатической впечатлительности, а также методов, обучающих студентов способам самопознания и включающих их в практическую деятельность экологической направленности.

Под технологиями экологического обучения и воспитания понимается сочетание психолого-педагогических приемов и методов, позволяющее обучающемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены педагогические технологии.

Реализовать потенциал педагогических технологий удастся при соблюдении следующих условий: 1) применения целостного подхода к развитию личности, т.е. одновременного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы психики; 2) ориентации на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечения преемственности в экологическом образовании и воспитании; 4) учета региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 5) повышения общей и собственно экологической культуры студентов.

Экологическое образование – это всеобъемлющий процесс, затрагивающий практически все аспекты развития личности через систему его отношений с природой, социумом, с самим собой. Как писал К. Ясперс, "для того, чтобы факел прогресса был принят следующим эволюционным звеном, необходимо откорректировать современную культуру на основе экологического подхода, выбрав тем самым "новую ось" цивилизационного развития" [5, с. 53].

Культурологический подход в экологическом образовании предполагает соединение двух подходов: "образование в культуре" и "культура в образовании"; конструирование содержания, технологий, требований к результатам образовательного процесса и способов их оценки с точки зрения многообразия взаимосвязей в системе "экологическое образование — экологическая культура". В современных условиях вопреки негативным реалиям, связанным с господством потребительской психологии, заниженности нравственных ценностей, ростом агрессивных проявлений и нарко-алкогольных пристрастий в молодежной среде, моральным террором, обрушившимся на неокрепшие души, чрезвычайно важно опираться на приоритет тех истинных, природосообразных ценностей, по которым можно определить человека с подлинной экологической культурой.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Глазачев С.Н. Экопедагогика: взгляд в будущее / С.Н. Глазачев // Экопедагогика №4. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006 – С. 3-6.

2. Лагутин А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества / автореф. дис. … канд. культурологии / А. О. Лагутин. – Краснодар, 2001. – 22 с.

3. Моисеев Н.Н. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика ХХ1 в. / Н.Н. Моисеев // Общественные науки и современность. – 1994. – № 6. – С. 131-139.

4. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 280 с.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Изд-во "Республика", 1994. – 527 с.


Подано до редакції 04.04.12

_____________