УДК 370.013+378

И.Л. Пономаренко, С.В. Волкова (Украина, г. Севастополь)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРОМОУТЕРОВ

 


Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса. Особое место занимают исследования профессиональных мотивов, что обусловлено практическими задачами обеспечения устойчивости и продуктивности профессиональной деятельности человека [5].

В качестве побудительных причин трудовой деятельности выделяются мотивы общественного и материального характера, а также мотивы самоактуализации, самовыражения, самореализации, мотивы, связанные с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других людей. Наиболее часто в качестве мотивов профессиональной деятельности, требующей длительной подготовки, приводятся интерес к делу, чувство коллективизма (аффилиация), стремление быть полезным людям, стремление быть лидером, стремление к риску, стремление привлечь к себе внимание, стремление к материальному благосостоянию, стремление к власти, стремление к статусу, честолюбие, стремление к самоактуализации и самореализации [1-3; 5; 7; 8].

Каждая профессия является уникальной с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет человеку для удовлетворения актуальных для него потребностей. Грамотная профориентация должна учитывать не только своеобразие профессиональной деятельности, этапы профессионализации, но и множество личностных факторов, делающих индивидуальную иерархию профессиональных мотивов еще более уникальной. В частности, представляется интересным изучение особенностей профессиональной мотивации (и ее личностных предпосылок) у лиц, совмещающих учебу с работой. Такая ситуация характерна для студентов заочных отделений, однако многие студенты дневной формы обучения также работают в свободное от учебы время, например, промоутерами. С точки зрения работодателя, эта группа сотрудников характеризуется невысоким уровнем профессиональных навыков и неустойчивой мотивацией, поэтому изучение психологических предпосылок профессиональной мотивации у промоутеров является актуальной практической задачей.

Итак, выборку исследования особенностей профессиональной мотивации составили 40 человек, работающих в трех рекламных агентствах г. Симферополя. Все испытуемые совмещают работу с обучением в высших учебных заведениях, большинство обучается на дневном отделении. Возраст испытуемых от 18 –до 22 лет, стаж работы промоутером – один год.

При изучении профессиональной мотивации промоутеров использовались следующие методы исследования.

"Мотивация профессиональной деятельности"   К. Замфир в модификации А. А. Реана.

Модифицированный тест руки [4].

Метод личностного дифференциала. Дифференциал предъявлялся в двух вариантах: первый вариант был направлен на изучение самооценки промоутера, а второй – на оценку типичного покупателя. Для анализа представлений о потенциальном покупателе (в сравнении с представлениями о себе) у представителей каждой из выделенных групп мы использовали U - критерий Манна-Уитни, позволяющий оценить различия в выраженности признака, количественно измеренного.

Диагностика мотивации профессиональной деятельности позволила разделить испытуемых на три группы. В первую группу вошли промоутеры с выраженной внутренней мотивацией (ВМ). Вторую группу составили промоутеры с доминирующей внешне положительной мотивацией (ВПМ). Третья группа – промоутеры с выраженной внешне отрицательной мотивацией (ВОМ).

Рассмотрим каждую из этих групп.

Промоутеры с выраженной внутренней мотивацией (ВМ).

Метод личностного дифференциала показал, что в группе ВМ по фактору "Сила" между самооценкой испытуемых и оценкой личностных качеств типичного покупателя существуют достоверные различия. Uэмп 0,05 = 5,5; Uкр 0,05 ≤ 72; Uкр 0,01 ≤ 56. Промоутеры с доминирующей ВМ склонны воспринимать типичного покупателя как рассеянного, трусливого, робкого, боязливого, хмурого, угрюмого и жестокого человека. В комплексе это будет соответствовать покровительственно-снисходительной позиции, определяющий характер взаимодействия в системе "Промоутер – Покупатель".

По фактору "Оценка" между самооценкой промоутеров группы ВМ и оценкой личностных качеств типичного покупателя также имеют место достоверные различия. Uэмп 0,05 = 17; Uкр 0,05 ≤ 72; Uкр 0,01 ≤ 56. Покупатель оценивается как скованный, напряженный, стыдливый, минорный и сердитый. В этой связи одним из источников внутреннего мотивирования у промоутеров этой группы может быть представление о своей деятельности как приносящей радость стыдливому минорному покупателю.

По фактору "Активность" между самооценкой испытуемых и оценкой личностных качеств типичного покупателя нет достоверных различий. Uэмп 0,05 = 110,5; Uкр 0,05 ≤ 72; Uкр 0,01 ≤ 56. Промоутеры с доминирующей внутренней мотивацией при установлении контакта открыты и ожидают не меньшей открытости от потенциального покупателя. Положительная идентификация промоутера с покупателем обеспечивает высокий уровень аттракции при установлении и поддержании контакта.

Диагностика потребностей с помощью модифицированного теста руки показала, что в выборке промоутеров с преобладающей ВМ актуальными потребностями являются: потребность в достижении, аффилиации, агрессии, доминировании, демонстративности, заботе, игре и получении поддержки. Успешность профессиональной деятельности представителей этой группы определяется конструктивным дуализмом неподавляемых потребностей: помогать и получать помощь, присоединяться и сохранять индивидуальность, трудиться и играть.

Промоутеры с выраженной внешне положительной мотивацией (ВПМ).

Начнем с результатов по методике личностного дифференциала. По фактору "Сила" между самооценкой промоутеров и оценкой личностных качеств типичного покупателя есть достоверные различия. Uэмп 0,05 = 20; Uкр 0,05 ≤ 51; Uкр 0,01 ≤ 39. Промоутеры представляют себя как волевых личностей, уверенных в себе, независимых, способных самостоятельно решать свои проблемы. Покупатели же представляются ими как не способные к самостоятельности и самоконтролю, зависимые от внешних обстоятельств и оценок.

По фактору "Оценка" между самооценкой испытуемых и оценкой личностных качеств типичного покупателя также имеются достоверные различия. Uэмп 0,05 = 40,5; Uкр 0,05 ≤ 51; Uкр 0,01 ≤ 39. Покупатели представляются промоутерам как скованные, напряженные, стыдливые и мрачные. Такие различия объясняют ситуативный характер отношения промоутеров к покупателям: дистанция в общении устанавливается промоутерами в зависимости от характеристик, приписываемых конкретному партнеру по общению. Учитывая, что себя они оценивают как спокойных, ясных и добрых, по всей видимости, они не сомневаются в правильности устанавливаемой ими дистанции. Интересно, что и по фактору "Активность" между самооценкой промоутеров группы ВПМ и оценкой личностных качеств типичного покупателя есть достоверные различия. Uэмп 0,05 = 26; Uкр 0,05 ≤ 51; Uкр 0,01 ≤ 39. То есть промоутеры с ВПМ воспринимают покупателя как интровертированную пассивную личность, инертную в поведенческих реакциях. Себя же испытуемые оценивают как экстравертированных личностей, активных и общительных. Таким образом, испытуемые этой группы вообще не идентифицируют себя с покупателем, игнорируя значимый эмоциональный канал эмпатии.

Что касается потребностной сферы, то в целом вторая группа промоутеров мало чем отличается от группы ВМ, а именно, с помощью модифицированного теста руки диагностируются: потребность в достижении, аффилиации, агрессии, доминировании, демонстративности, заботе, игре, получении поддержки. Если все же сравнивать эти две группы, то, по всей видимости, коммуникативная позиция промоутеров с ВМ более адекватна установленной потребностной сфере, а у промоутеров с ВПМ часть актуальных потребностей может быть фрустрирована. В частности, они могут реализовать потребность в заботе, при этом потребность в получении поддержки (например, от покупателя) может оставаться фрустрированной.

Промоутеры с выраженной внешне отрицательной мотивацией (ВОМ).

Нам не удалось установить достоверных различий между самооценкой промоутеров с ВОМ и оценкой типичного покупателя ни по одному из факторов дифференциала. Однако этот результат нельзя рассматривать как позитивную идентификацию с покупателем, способствующую эмпатии и аттракции. Можно сказать, что промоутеры с ВОМ оценивают себя также негативно, как и потенциального покупателя, что отчасти и объясняет подверженность такому способу профессионального мотивирования как внешнее отрицательное.

Что касается потребностной сферы, то эта группа испытуемых характеризуется такими особенностями: потребность в достижении, аффилиации, демонстративности, заботе и самоуничижении. Мы видим, что частично имеют место совпадения с особенностями потребностной сферы предыдущих двух групп, но есть и отличия. В частности, потребность в самоуничижении может быть связана с иррациональными убеждениями, что, как правило, отрицательно сказывается на профессиональном общении даже при условии положительной идентификации с покупателем.

Исходя из этого, можно сказать, что промоутерам с ВОМ свойственно, как и промоутерам с ВМ и ВПМ, стремление добиваться поставленных целей, преодолевать препятствия, добиваться высоких показателей в учебной и профессиональной деятельности. Но в своей работе промоутеры с ВОМ ориентируются на обратную связь со стороны руководства, боясь наказания, причем не только материального, но и психологического.

Итак, мы установили, что особенности профессиональной мотивации у промоутеров с выраженной внутренней, внешне положительной и внешне отрицательной мотивацией обусловлены особенностями потребностной сферы и представлениями о потенциальном покупателе, создающими предпосылки для идентификации с ним. Наименее склонны к идентификации с покупателем промоутеры с внешне положительной мотивацией, которые выбирают коммуникативную позицию превосходства и дистанцирования. Промоутеры с внутренней мотивацией идентифицируются с покупателями по показателям активности, однако при этом в профессиональной деятельности занимают покровительственно-снисходительную позицию по отношению к ним. У промоутеров с выраженной внешне отрицательной мотивацией вопреки ожиданиям наблюдается тенденция к идентификации с личностью покупателя. Однако ее негативный характер не может быть основанием для успешной профессиональной адаптации и реализации в профессиональной деятельности потребности в достижении.

Наиболее адекватной профессиональной деятельности промоутеров является внутренняя мотивация, однако в управленческой деятельности важно чередовать разнообразные способы мотивирования персонала. Для реализации этой задачи важно учитывать личностные предпосылки, такие как установки, убеждения, актуальные и фрустрированные потребности. Коррекционные действия психолога также должны быть направлены не только на мотивационную структуру личности промоутера, но и на коммуникативные установки, иррациональные убеждения. Возможно, ряд фрустрированных потребностей не рефлексируется промоутерами, что препятствует формированию адекватной мотивационной системы. Разработка тренинговой программы, учитывающей особенности профессиональной мотивации промоутеров и установленные личностные предпосылки, может составить перспективу настоящего исследования.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.     Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ 1990. – 283 с.

2.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – М., 2000. – 144 с.

3.     Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев (Отв. ред. А. А. Бодалев). – М. : АН СССР, Ин-т психологии, 1988. – 191 с.

4.     Пономаренко И.Л. Проективный метод актуализации психологического запроса / И.Л. Пономаренко // Практична психологія і соціальна робота. – 2001. – №4. – С.30 – 36.

5.     Ребрин Ю.И. Управление качеством : учебное пособие / Ю.И. Ребрин. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

6.     Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие / В. А. Розанова. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". – 1999. – 352 с.

7.     Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности / П. А. Рудик. – М., 1988. – 136 с.

8.     Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен [Пер. с нем.]. Т. 1. – М., 1986. – 392 с.

9.     Холл К., Линдсей Г. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. М., 1997.


Подано до редакції 27.03.09

РЕЗЮМЕ


Актуальность исследования профессиональных мотивов обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости и продуктивности профессиональной деятельности человека. Промоутеры, совмещающие работу с учебой в высших учебных заведениях, характеризуются невысоким уровнем профессиональных навыков и неустойчивой мотивацией. Изучение предпосылок профессиональной мотивации у промоутеров является актуальной практической задачей. Особенности профессиональной мотивации у промоутеров с выраженной внутренней, внешне положительной и внешне отрицательной мотивацией обусловлены особенностями потребностной сферы и представлениями о потенциальном покупателе.


 

Ключевые слова: профессиональная мотивация промоутеров, внутренняя мотивация, внешне положительная мотивация, внешне отрицательная мотивация, самооценка, потребности.

 

І.Л. Пономаренко, С.В. Волкова

ВИВЧЕННЯ МОТИВАЦІЇ ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ В ПРОМОУТЕРІВ

 

РЕЗЮМЕ


Актуальність дослідження професійних мотивів обумовлено необхідністю забезпечення стійкості й продуктивності професійної діяльності людини. Промоутери, що сполучають роботу з навчанням у вищих навчальних закладах, характеризуються невисоким рівнем професійних навичок і нестійкою мотивацією. Вивчення передумов професійної мотивації у промоутерів є актуальним практичним завданням. Особливості професійної мотивації у промоутерів з вираженою внутрішньою, зовні позитивною й зовні негативною мотивацією зумовлено ієрархією потреб та уявленням про потенційного покупця.


 

Ключові слова: професійна мотивація промоутерів, внутрішня мотивація, зовні позитивна мотивація, зовні негативна мотивація, самооцінка, потреби.

 

I. L. Ponomarenko, S. V. Volkova

INVESTIGATION ON PROMOTERS’ MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

 

SUMMARY


Actuality of research on professional motives is substantiated by necessity of maintenance of stability and efficiency of person’s professional work. Promoters that combine work with studying at high school are characterized by a low level of professional skills and unstable motivation. Studying preconditions of promoters’ professional motivation is an actual practical task. Features of professional motivation of promoters with well-marked internal, externally positive and externally negative motivation are caused by peculiarities of needs and ideas about a potential buyer.


 

Keywords: professional motivation of promoters, internal motivation, externally positive motivation, externally negative motivation, self-esteem, needs.

_______________