УДК 615.78+158.3
О.В. Вдовиченко (Украина, г.
Одесса)
МИНИМИЗАЦИЯ НЕОПРАВДАННОГО РИСКА
На определенных этапах истории человечество испытывало и продолжает
испытывать на себе воздействие факторов, именуемых по-разному – экстремальные,
кризисные, опасные и, даже рисковые ситуация. На первый взгляд, кажется, что эти
слова отражают одинаковое понимание происходящих процессов, но на самом деле,
если подробно вникнуть в суть этих определений, это не так. Постараемся
разобраться в этом подробнее, а также предложим способ, который поможет
минимизировать риск, поскольку именно этот феномен является предметом наших исследований.
Риск – один из ключевых, важнейших
элементов любой деятельности человека. Разобраться, что такое риск, очень
важно. Опыт человечества свидетельствует: тот, кто умеет вовремя рисковать,
оказывается в большом выигрыше. Например, решительные политики, отважные
полководцы, бесстрашные предприниматели и инженеры, наконец, примеры из собственной
жизни, когда "смелость города берет".
Например, В.В.Черкасов (1999)
рассматривает ситуацию риска, которая
понимается как разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно
и может быть определено [7].
По мнению Г.Н.Солнцевой и
Т.В.Корниловой, рискованная ситуация (курсив
наш. – О.В.) является разновидностью неопределенной, все источники которой являются
субъективными, причем основные из них обусловливаются возможностями и ограничениями
человека по восприятию, оценке и анализу ситуации, что в дальнейшем влияет на
принимаемое им решение и осуществляемые действия. Также большинство авторов
(Е.Н.Кирьянова, 2003; Ю.Н. Кузнецова, 2007; В.А.Петровский, 1996 и др.) при исследовании
риска используют понятие "условия риска", "ситуации риска".
Однако мы считаем, что выделенные словосочетания противоречат субъективности
данного феномена. Поскольку субъект непосредственно находится в опасных
условиях, либо в экстремальных ситуациях (чаще всего имеют место в спорте,
определенных видах профессии) и лишь, осознав их (ситуации, условия), совершает
рискованный выбор. Что же касается экстремальных условий, то они создаются
различными факторами, обусловленными конкретными особенностями внешней среды,
характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку
информации. Каждый из этих факторов оказывает свое, специфическое воздействие
на поведение человека [4:
28].
Так, У.Бек полагает, что данная категория
(ситуация риска), отражает субъективную сторону только социального риска. По
мнению автора, в ситуации риска проявляется
способность или неспособность, желание или отсутствие такового у человека для
преодоления кризисной, трудной жизненной ситуации или проблемной ситуации – как
состояние и процесс, в котором на данный момент времени в настоящем, прошлом
или будущем, вовлечены социальные субъекты. Именно проблемная ситуация
выделятся в качестве объекта социальной рискологии, а предмет охватывает
субъективные восприятия и коммуникации по поводу актуальных потенциальных
рисков среди субъектов проблемной ситуации и объективные кризисные процессы в
их взаимодействии с этими субъектами [1].
Между тем, нельзя
полностью согласиться с утверждением о строго субъективном характере неопределенности.
Источники неопределенности, могут быть как внешними, так и внутренними по
отношению к субъекту. Согласно четырехкомпонентной модели источников
неопределенности, разработанной А.М.Волковым, Ю.В. Микадзе и Г.Н.Солнцевой [5],
существует несколько источников внутренней неопределенности, связанных с
когнитивным и мотивационным компонентом, содержанием субъективного опыта,
операционной составляющей деятельности субъекта (планами, стратегиями и
тактиками). К внешним источникам неопределенности относится, прежде всего,
информационная и временная неопределенность [6].
Как отмечается в работе Д.И.Завалишиной,
источниками неопределенности может являться любая из структурных составляющих действия
(цели, средство, результат) [2].
Также, находятся вне выбора
субъекта и кризисные ситуации. Понятие "кризис" (от греч.
кrisis – поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное
состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В китайском языке
понятие кризис определяется как "полный опасности шанс". Слово кризис
мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять,
пока не произошло нечто худшее.
Мы исходим из того, что кризисная
ситуация содержит опасность (объективная категория), которая существует вне
всякого сознания человека, причем присутствует и независимо от его воли.
Что же
касается психологии риска, то, на наш взгляд, мы можем говорить лишь о
субъективности данного феномена, а также риск – это не создание опасности, а
лишь допущение, осознание её и лишь в случае ее выбора субъектом, мы можем
говорить о риске.
К примеру, Д.В.Колесов и В.А. Пономоренко считают, что риск
имеет несколько векторов: рискованные действия (активность индивида в условиях
неопределенности); рискованная ситуация (или ситуация неопределенности) и
рискующий индивид, то есть такой, который действует в ситуации
неопределенности. Причем, если индивид признает риск и сам его выбирает – он
рискует; если он оказался в рискованной ситуации против своей воли – он
вовлечен в эту ситуацию [3]. Также авторы, рассматривают риск как
диалектическое единство объективного и субъективного. Однако, по нашему мнению,
снова возникает путаница, поскольку субъект не признает риск, а только самостоятельно
для себя выбирает альтернативу создавшейся ситуации (опасной) и только персонально
определяет опасно либо нет. Вот тут и возникает не состыковка, почему одни
считает, что они рискуют, а другие даже и не догадываются (речь идет о
сознательном выборе). Так как последние, совершенно по определенным индивидуальным
признакам (восприятие, оценка опасности) не воспринимает, а значит и не
осознают ее, тем самым и не предпринимают какой либо выбор. Что же касается
вовлечения в ситуацию опасности субъекта против его воли, то в данном контексте
речь идет о необходимости риска (курсив
наш. – О.В.). Когда же субъект осознал опасность и из создавшихся условий
совершил выбор (в уме), тогда мы можем говорить о принятии риска, но это не еще не результат (не сам риск).
Таким образом, для того чтобы
существовал риск, необходима опасность, в которой заложена неопределенность.
Что же касается объективной стороны феномена "риск" в социологии,
политике, социально-философском подходах и др. направлениях, то абсолютно
верно, поскольку он во многом определяется условиями жизни общества и мало
зависит от каждого отдельного человека.
Так, данный
термин занят другими науками, и тем самым абсолютно верно учитывается его
объективная характеристика, так как общество само по себе рискогенно.
В психологической
науке, на наш взгляд необходимо применять терминологическое понятие "психология
риска", которое позволяет показать иное его содержание, дабы передать
отличие от иных научных предметах.
Так, противоречивость
как черта риска проявляется в том, что, с одной стороны, риск преодолевает
консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие
внедрению новых, перспективных идей, сокрушает стереотипы, выступающие тормозом
развития субъекта и достижения им успеха. С другой стороны, риск может вести к
авантюризму, волюнтаризму, если в условиях неполной информации альтернатива
выбирается без учета объективных закономерностей развития того явления, по
отношению к которому принимается решение, или при игнорировании нравственных
установок в момент выбора.
Многомерность, амбивалентность риска
связаны с существующими дихотомиями: шанс-опасность, успех-неудача, корыстный-бескорыстный,
допустимый-недопустимый, выгода-ущерб, оправданный-неоправданный,
рациональный-нерациональный и т.д., и во многом определяется проблемным
вопросом о способах и методах анализа и оценки риска.
Большинство работ (Гринберг М.С., 1963;
Дабобес И.К., 1973; Иатс, 1992; Малеин Н.С., 1971; Марголина А.Н., 1980; Москалёв
Ю.И., 1973; Серебровский В.И., 1927; Собчак А.А., 1968; Сомова А.В., 1980; Рассудовский
В., 1963 и др.) ограничивало значение риска аспектами опасности. Лишь позднее
выявились позитивные последствия риска (приобретение опыта, более глубоким
пониманием мотивации риска и принятия риска). Тем самым, можем утверждать, что
мы способны понимать и влиять на приемлемость (оправданность) риска и поведение
в рискованной ситуации, только если примем в расчет позитивные аспекты риска
также как и негативные.
Согласно общеизвестной в науке аксиоме о
потенциальной опасности любая деятельность опасна, тем самым, достичь нулевого
риска (или абсолютной безопасности) невозможно, поэтому говорят о целесообразности
достижения минимального (или социально
приемлемого) риска.
Однако и
перестраховка (риск сводится к нулю) и авантюризм (максимально возможный риск)
имеют отрицательный характер. Так, перестраховка может привести к заниженному
эффекту, авантюризм – к неполучению запланированного результата, вызванного чрезмерным
риском. Необходимо оптимальное решение, которое должно содержать обоснованный
расчетом риск. Оправданный риск почти всегда полезен. Он повышает эффективность
любой деятельности.
Таким
образом, мы можем выделить следующие виды риска: оправданный (обоснованный, рациональный), под которым мы понимаем выбор,
в процессе которого реализация не превышает приемлемого уровня отрицательных
последствий для нравственного, психологического, физического состояния людей,
их здоровья и неоправданный (необоснованный, нерациональный) –
это риск, уровень которого не обоснован с точки зрения экономических и
социально-психологических факторов. Риск не является обоснованным, если он
заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей.
Таким образом, риск не
совсем верно понимать только как возможную неудачу, в то же время без оправданного
риска невозможно "прорваться" к качественно новым рубежам в развитии
и становлении зрелой личности.
Исходя из содержания понятия "риск"
мы гипотетично представляем его проявление на трех уровнях: природный (потребностно-мотивационный
– неосознанный), психологический (под воздействием эмоционально-волевых
реакций) и социально-регулируемый (осознанный).
При анализе понятия приемлемости
(оправданности) риска, которое связано с поведением человека в ситуации
неопределенности, являясь результатом его доброй воли участвовать или не
участвовать в подобной ситуации, после того как он взвесит, преобладают или нет
преимущества над затратами в данных обстоятельствах, мы рассмотрим только
социально-регулируемый (сама жизнь заставляет рисковать). На данном уровне
необходима большая фаза подготовки к риску, где он имеет процессуальный
характер, выступает не как симультанный (одномоментный) феномен, а владеет
временной протяжностью, имеет начало, середину и конец.
Этот процесс может быть стремительным и
даже не выйти на уровень сознательного принятия решений при автоматическом
(навык) или привычном поведении (опыт), таком как переключение скоростей, когда
возрастает шум двигателя. Другая крайность, если процесс происходит долго и в
нем присутствует элемент целевого мышления и обсуждения несколькими людьми,
примером может служить планирование опасных операций, таких как полеты в космос.
Важным
аспектом данного определения является восприятие или осознание опасности. Так
как восприятие и последующая оценка базируются на индивидуальном опыте,
ценностях и личностных качествах принятие рисков основывается на субъективном
аспекте. Более того, пока опасность не осознана и не принята в расчет, человек
не способен реагировать на нее, независимо от того, насколько она серьезна.
Следовательно, познавательный процесс, ведущий к принятию риска, является
процедурой обработки и оценки информации, имеющейся у каждого человека, и
выполнение этой процедуры может происходить чрезвычайно быстро.
На данном уровне риск характеризуется
тремя моментами:
·
Риск
когнитивен, то есть "проигрывание" каждого его этапа происходит "внутренне",
в уме, но о нем судят по действиям.
Здесь важную
роль представляет механизм идентификации, хранения и извлечения. Проблемы могут
возникать на каждой стадии психологии риска. Например, точность при
идентификации не слишком достоверна, особенно в сложных ситуациях или при
наличии опасностей, таких как радиация, яды и другие нелегко распознаваемые
факторы или стимулы.. Более того, механизм идентификации, хранения и извлечения
лежит в основе распространенных психологических феноменов, таких как эффекты первоначальности
и недавности, а также феномен укоренившихся привычек. Это означает, что
определенный риск становится для людей привычным, как, например, вождение
автомобиля на высокой скорости. Освоившись с таким риском, человек воспринимает
его как "нормальное" обстоятельство и придает такому риску меньше
значения, чем люди, кому данный вид активности не знаком.
· Риск –
процесс, при котором в когнитивной системе происходят некоторые манипуляции
знаниями.
Данный
вопрос зависит от определения оптимального риска для данной ситуации. Нами
рассматривается, что люди рискуют сознательно и добровольно (не согласен – не
рискуй). Тем не менее, во многих случаях эти решения складываются почти автоматически
из восприятия и привычек, приобретенных с опытом и обучением. Однако, если
сложилась новая ситуация или
произошли изменения в рутинных и полурутинных задачах, казавшихся такими
знакомыми, принятие решения становится более сложным.
Так, например, люди, участвующие
в движении транспорта принимают опасность разрушений, травм, смерти или
загрязнения окружающей среды взамен возможных преимуществ от повышения
мобильности; когда люди решаются или нет на хирургическую операцию, они
считают, что затраты и/или преимущества любого решения превалируют над риском;
инвестиции финансового рынка или изменение производимого продукта – любые
решения, несущие финансовые опасности и возможности, принимаются с некоторой
степенью неопределенности. Решение выполнять любую работу влечет за собой
многообразие вероятностей – терзания, травмирования или гибели, основанных на
статистических ретроспективных данных о несчастных случаях.
·
Риск
направлен, и его результаты проявляются в действиях, которые "осознают",
"выбираю", "решают" некоторые вопросы или направлены на их
осознание, выбор, решение.
Формально процесс можно
представить как схему, состоящую из следующих звеньев:
Стимул Восприятие
опасности Оценка
опасности Решение
(Выбор) Воля Поведение Цикл
обратной связи.
Например, медленно движущееся транспортное
средство перед глазами водителя может стать
стимулом для обгона. Проверка расположения транспорта на дороге – это восприятие
опасности. Расчет времени на обгон при данных возможностях машины к ускорению –
оценка опасности. Ценность сбереженного времени ведет к принятию решения и
последующему поведению – обгонять машину или нет. Степень успеха или неудачи
замечается немедленно, и обратная связь влияет на последующие решения о
поведении при обгоне. На каждом этапе процесса может быть оказано влияние на
окончательное решение принять риск или нет. Затраты и преимущества оцениваются
на основе факторов, связанных с личностью, обстоятельствами, объектом. Данные
факторы идентифицированы в научном исследовании как важные для принятия риска.
Также на данном уровне уместно выделить, что в обществе
существуют общепризнанные опасные условия (ситуации), но лишь в случае их
осознания и предпочтения можно говорить о риске. Здесь мы можем говорить
о том, что любая опасная ситуация признанная в обществе является условием для
проявления риска, тем самым уместно говорить об относительности риска для
конкретного субъекта. Иными словами в социуме существуют опасные ситуации,
которые общепризнанные обществом, однако не всегда их осознание принимает
субъект, тем самым одни рискуют, а другие нет.
Следовательно,
на данном уровне риск в нашем понимании, выступает как
индивидуально-качественная характеристика, которую нужно рассматривать с точки
зрения осознания опасных условий самим субъектом, а затем их принятие либо непринятие
им, а не с позиции окружающих (наблюдателя). Если наблюдатель считает, то
наблюдаемый субъект рискует, то можно говорить лишь о рискованном поведении
субъекта, в то время как сам субъект, возможно, не принял и не осознал свой
выбор.
Субъект, который
находится в опасной ситуации и принял ее, тем самым согласился на риск, требует
не временного и частичного улучшения существующих условий, а полное
преобразование ситуации. Следующее состояние субъекта не завершает, а лишь
прерывает риск. Дальнейшее развитие ставит новые проблемы и очередной риск
неминуемый. В конечном результате, риск "избегает" судьбы
завершенности, конечного результата. Он остается в сфере человеческой
деятельности, как некий "способ" осуществления преобразований, есть
естественным результатом того состояния, которое обнаруживается за его
пределами.
Таким образом, фазами в риске можно выделить:
- наличие осознанной или
неосознанной опасной ситуации;
-
принятие решения действовать в данной ситуации;
- выбор стратегии и тактики
операций "умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт";
- реализация решений по достижения
цели при риске (может быть операции реализовываться частично, в полной мере,
приостанавливаться в действии).
Никто не любит покидать свою зону
комфорта. Но как Вы собираетесь использовать все возможности жизни, если не
будите иногда обоснованно рисковать? Не бойтесь этого делать. Пробуйте новое. В
жизни постоянно подворачиваются возможности – протяните руку и ухватитесь за
одну из них. Вы можете найти именно то, о чем всегда мечтали. Вы будете
довольны тем, что проявили инициативу и хотя бы попытались что-то сделать.
Представьте, как хорошо Вы будете себя чувствовать, если добьетесь успеха.
Однако даже в случае отрицательного результата субъект все-таки приобретает
дополнительный опыт, который возможно понять только в нестандартных
(нетипичных) обстоятельствах.
Однако если речь идет о неоправданном
риске (нанесения вреда жизни, здоровья человека), то необходимо выделить некоторые
профилактические меры, способствующие его минимизации.
Тем самым, учитывая выделенные фазы риска,
представим ступени, которые помогут оценить и анализировать его принятие.
На первом этапе предлагается анализ
опасных ситуаций.
Представлены
различные события, необходимо выделить, когда речь идет об опасных ситуациях:
мальчик дразнит сторожевого пса; девочка ложечкой размешивает сахар в стакане
чая; мальчик переходит улицу на красный сигнал светофора; девочка катается на
коньках; мальчик прицепился к автомобилю; мальчик занимается боксом в
спортзале; девочка с высокого обрыва прыгает в реку; девочка помогает маме
гладить белье; мальчик едет на крыше электрички; мальчик катается на велосипеде;
девочка стоит на краю платформы, ожидая метро (поезд); мальчик высунул голову в
окно автобуса во время движения; девочка занимается на гимнастических брусьях;
девочка пользуется неисправным утюгом, у которого "искрит" шнур;
мальчик прыгает со второго этажа на стройплощадке; мальчик под руководством
тренера прыгает с вышки в бассейн; летчик выпрыгивает из самолета с парашютом и
т.д. Затем предлагаются вопросы для уточнения обстоятельств, на основе которых
можно определить, какая именно ситуация имеется в виду (чрезвычайная, опасная,
безопасная). Обсуждаются причины возникновения опасности. Обращается внимание
на роль человека в возникновении опасности.
Далее предлагается выделить лишь те
случаи, когда опасные ситуации возникают из-за ошибок и неправильных действий
людей: ураган разрушил крышу дома, где живут люди; мальчик забрался на крышу
дома и упал с большой высоты; рядом с пешеходом упала большая сосулька; поселок
затопило во время весеннего половодья и т.д.
Предлагаются задания:
1. Приведите примеры, когда опасные
ситуации возникают, хотя люди не допускают ошибок, действуют правильно.
2. Приведите примеры,
когда опасные ситуации возникают из-за ошибок и неправильных действий детей.
3. Приведите примеры, когда опасные
ситуации возникают из-за неправильных действий взрослых.
Вывод: большинство опасных ситуаций
возникают по причинам, которые не зависят от человека (в горах, во время
урагана, при нападении преступника и т.д.), тем самым опасность особенно часто
возникает из-за неправильных действий человека.
На втором этапе формируются основные
правила безопасности.
1. Предвидеть
опасность.
2. Стараться ее
избегать.
3. При
необходимости действовать.
При этом
приводятся примеры:
· Человек замечают, что на его пути злобный пес, т.е.
предвидит опасность.
· Пытается обойти собаку стороной, т.е. старается
избегать опасность.
· Пес сорвался с привязи и бросился на человека, который
карабкается на дерево, т.е. действует в опасной ситуации.
Называются
различные ситуации, необходимо выделить лишь те, в которых выполняются правила
безопасности:
· Человек разжигает костер на крыше
деревянного дома.
· Мальчик звонит по телефону, вызывает врача "скорой
помощи", говорит, что его младший брат упал и потерял сознание.
· Туристы ставят палатки на краю обрыва в горах.
· Девочка почувствовала запах газа, выключила газовую
плиту и открыла форточку.
Также предлагаются следующее задание: "Я буду рассказывать о людях
в опасных ситуациях. Определите, какие правила безопасности при этом выполняются".
· Люди в лесу замечают, что небо потемнело, подул
сильный ветер.
· Туристы быстро сооружают шалаш из веток, чтобы
укрыться от дождя.
· Девочка хотела войти в подъезд, но заметила, что в дом
зашли местные хулиганы.
· Девочка не стала входить в подъезд, так как знала, что
хулиганы могут ее обидеть.
· Девочка подождала родителей и вместе с ними зашла в
подъезд.
· Мальчик заметил, что в соседнем дворе загорелся дом,
сообщил об этом взрослым.
Следующий этап –
принятие решения действовать в опасной ситуации, либо отказ.
Отметьте те
случаи, когда человеку не угрожает опасность:
· Катается на коньках по проезжей части улицы.
· Катается на катке во дворе.
· Перебегает улицу перед быстро мчащимся автомобилем.
· Воспользовался подземным переходом, чтобы перейти на
другую сторону улицы.
· Мальчик катится на санках с горки на проезжую часть
дороги прямо под колеса автомобиля.
· Девочки играют во дворе дома на игровой площадке.
Приведите
примеры, когда кто-то:
- вовремя заметил
приближение опасности;
- сумел избежать
опасности;
- попал в опасную
ситуацию;
- действовал
смело и решительной, вышел без потерь из опасной ситуации;
- помог кому-то в
опасной ситуации.
Осмыслению
основных понятий темы ("опасность", "безопасность") могут
способствовать игровые ситуации. Например, ведущий играет роль человека,
допускающего ошибки, подвергающего себя (других участников игры) опасности.
Четвертый этап основ на имитации опасных ситуаций, в которых субъект сам
для себя, основываясь на знаниях (см. первый этап) выбирает одну из альтернатив,
а также выделение системы правил, которой человек пользуется в процессе выбора
(стратегия и тактика).
Поскольку
практически ежедневно нам приходится сталкиваться с различными условиями на
проезжей части мы, тем самым, предложим примеры именно дорожных ситуаций.
Ситуация 1. На доске схема перекрестка, на ней обозначена дорога,
пешеходный переход, транспортные средства, дорожные знаки и т.д. Предлагаются
задания:
· Определить безопасный маршрут перехода через проезжую
часть и зеленым мелком (при работе в тетради участники рисуют зеленым
фломастером) схематично нарисовать варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода
через дорогу.
· Определить опасный маршрут
перехода через проезжую часть и красным мелком (при работе в тетради участники
рисуют красным фломастером) схематично нарисовать неправильные (рисковые)
варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.
В данном случае
происходит вспоминание ранее усвоенные знания, и принимаются решение о безопасных
вариантах перехода через проезжую часть, оценивают неправильные маршруты,
фиксируют свои выводы, оценки и решения графически. Каждый работает
самостоятельно, сравнивает свои действия с тем, какие оценки и решения
фиксируются на доске.
Ситуация 2. В игровой ситуации
комната "превращается" в часть перекрестка. Пространство около доски
и один из проходов между столами становятся "улицами". На доске
рисуется схема Т-образного трехстороннего перекрестка, поясняющая условное
расположение улиц в комнате. Участники становятся рядом со своими столами и
условно оказываются на тротуаре, им необходимо перейти через проезжую часть
дороги. Ведущий превращается в сотрудника милиции (регулировщика) и начинает
регулировать движение на перекрестке (другой вариант: ведущий при помощи
кусочков картона красного, желтого и зеленого цвета имитирует сигналы
светофора). В случае, если регулировщик (или "светофор") подает запрещающие
сигналы, участники игры согласно установленным правилам поднимают руку вверх.
Если регулировщик разрешает движение, участники вытягивают руку вперед перед
собой или делают один шаг вперед, демонстрируя свою оценку имитируемой дорожной
ситуации (переход разрешен).
В рассмотренном случае участники
оценивают потенциально опасные ситуации, делают выводы о значении сигналов регулировщика
(или светофора) и демонстрируют свое решение (переходить или не переходить). В
данном случае действуют все участники. Их деятельность является приближенной по
содержанию, структуре и форме к действиям в реальной обстановке на перекрестке.
Ведущий имеет возможность заметить ошибки участников. Сами участники
своевременно замечают свои ошибки.
Ситуация 3. Участники получают
раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки
результатов работы.
Инструкция. Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с
правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На
отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца
задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые
следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если в ситуации следует выполнять
несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера начиная с самого
первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие
в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.
Задание "Безопасность на дороге"
Ситуации |
Правила
и способы обеспечения безопасности |
Надо перейти на другую сторону
дороги через проезжую часть. 1. На нерегулируемом перекрестке,
на котором нет пешеходного перехода. 2. К
перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком
синего цвета. 3. Регулировщик стоит спиной
или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны. Остановка трамвая расположена
на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой. 4. Надо выбрать место, чтобы
ждать трамвай. |
1. Этот сигнал
разрешает движение. 2. Можно начинать
переход через проезжую часть дороги. 3. Перейти
проезжую часть можно по линии тротуаров. 4. Выходить на
проезжую часть дороги нельзя. 5. Поступить в
этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы. 6. Перед
переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. 7. Переходить
проезжую часть следует под прямым углом. 8. Надо
убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают
пешеходов. 9. При переходе
дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги – направо. 10. Ожидать
прибытия трамвая на тротуаре. 11. Ожидать
трамвай на посадочной площадке на середине дороги. 12. Обратиться в
этой ситуации за помощью к взрослому человеку. 13. Дойти до
ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу. 14. Перейти через
проезжую часть за спиной регулировщика. 15. В этом месте
переход дороги запрещен. 16. На проезжей
части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем,
что происходит справа. |
Таблица для фиксации результатов
работы
Ситуации |
Индивидуальные решения |
Коллективные решения |
Решения экспертов (эталоны) |
Оценка результатов |
|
|
|
|
|
После принятия индивидуальных
решений и фиксации их в соответствующем столбце проводится коллективное
обсуждение, и принимаются коллективные решения, затем ведущий сообщает (при необходимости
разъясняет, обсуждает с участниками) мнение экспертов о правильных действиях.
На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются оценки с использованием
простейшей шкалы: одно правильное решение – один балл. Баллы суммируются и на
этой основе выставляются отметки.
Таким образом,
рассмотренные варианты выбора участников в имитационных опасных ситуациях способствуют
осмыслению правил безопасности, формированию умения принимать на основе этих
правил решения в конкретных условиях (и отчасти практически осуществлять эти
решения). Также на основе представленных ситуаций можно реализовать
эмпирические признаки безопасности в практической, межличностной и других
сферах деятельности. Это приводит к повышению эффективности контроля и
самоконтроля, в том числе текущего, пошагового, способствующего своевременной
коррекции ошибок при выборе альтернатив.
Таким образом, обобщая результаты
выполненного исследования, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, риск не прихоть и не "красивый
жест". Во многих случаях рискованный выбор оказывается неизбежным, а иногда уклониться от него, обойтись
без него просто нельзя. Необходимо, конечно, сделать все, чтобы уменьшить
нежелательный риск, но если риск оказывается неизбежным, то нужно научиться расчетливо
рисковать, овладев знаниями о риске. Научный анализ дает возможность провести
четкую границу между оправданным и неоправданным риском, а значит, и
воспользоваться теми преимуществами, которые способен дать обоснованный риск;
- во-вторых, в психологической науке, на наш взгляд
необходимо применять терминологическое понятие "психология риска",
которое позволяет показать иное его содержание, дабы передать отличие от иных
научных предметах;
- в-третьих, мы гипотетично представляем проявление психологии риска на
трех уровнях: природный (потребностно-мотивационный – неосознанный), психологический
(под воздействием эмоционально-волевых реакций) и социально-регулируемый (осознанный);
- в-четвертых, если речь идет о
необоснованном риске (нанесения вреда жизни, здоровья человека), то необходимо
анализировать и оценить опасные ситуации, тем самым попытаться минимизировать
риск.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М. :
Прогресс Традиция, 2000. – 384 с.
2. Завалишина
Д.Н. Оперативное
мышление и принятие решения / Д.Н. Завалишина [в кн. Проблемы принятия решения]. – М. : Наука, 1976.
3. Отношение к жизни и психология
риска: учеб. пособие / [Д.В.Колесов, В.А.Пономаренко]. – М. : Изд-во
Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК",
2008. – 176 с.
4.
Смирнов
Б.А., Долгополова Е.В. Психология
деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов,
Е.В. Долгополова. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 276 с.
5.
Солнцева
Г.Н. О психологическом содержании понятия "риск"/ Г.Н. Солнцева //
Вестник Московского ун-та. (Серия 14. Психология). – 1999. – № 2. – С. 14-20.
6. Солнцева Г.Н., Корнилова Т.В. Риск как характеристика
действий субъекта / Г.Н. Солнцева,
Т.В. Корнилова. – М. : НИЦ "Инженер" 1999. – 79 с.
7. Черкасов
В.В. Проблемы
риска в управленческой деятельности: монография / В.В.Черкасов. – М. :
Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999. – 288 с.
Подано
до редакції 25.03.09
РЕЗЮМЕ
В статье показано, что рискованный выбор оказывается неизбежным, а иногда
уклониться от него, обойтись без него просто нельзя. Необходимо, конечно,
сделать все, чтобы уменьшить нежелательный риск, но если риск оказывается
неизбежным, то нужно научиться расчетливо рисковать, овладев знаниями о риске.
Научный анализ дает возможность провести четкую границу между оправданным и
неоправданным риском, а значит, и воспользоваться теми преимуществами, которые
способен дать обоснованный риск.
Ключевые слова:
риск, рискованный выбор, нежелательный риск, оправданный риск,
неоправданный риск.
О.В. Вдовіченко
МІНІМІЗАЦІЯ НЕВИПРАВДАНОГО
РИЗИКУ
РЕЗЮМЕ
У статті показано, що ризикований вибір виявляється
неминучим, а інколи уникнути його чи, обійтися без нього просто не можливо.
Необхідно, звичайно, зробити все, щоб зменшити небажаний ризик, але якщо ризик
виявляється неминучим, то треба навчитися обачливо ризикувати, опанувавши
знання про ризик. Науковий аналіз дає можливість провести чітку межу між виправданим
і невиправданим ризиком, а також скористатися тими перевагами, які здатний надати
обґрунтований ризик.
Ключові
слова: ризик,
ризикований вибір, небажаний ризик, виправданий ризик, невиправданий ризик.
O.V. Vdovichenko
MINIMIZATION OF UNJUSTIFIED
RISK
SUMMARY
The article shows that a risky choice appears
inevitable, and sometimes it is impossible to avoid or do without it.
Naturally, it is necessary to do everything to decrease undesirable risk, but
if a risk appears inevitable, one should learn to risk with consideration,
mastering knowledge on it. The performed scientific analysis enables drawing a
clear border between justified and unjustified risk, and taking advantage of
well-grounded risk.
Keywords: risk, a risky choice, undesirable risk, justified
risk, unjustified risk.
_____________